Вахтангов
Евгений Багратионович [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, — 29.5.1922, Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913) театральной так называемой Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 — Театром им. Евгения Вахтангова. В. Родился в семье владельца табачной фабрики. В 1903 поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). С 1901 участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 поступил в Москве в театральную школу А.
И. Адашева (его учителями были Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов), по окончании которой в 1911 был принят в число сотрудников МХТ. Участвовал в спектаклях. «Живой труп» Л. Н. Толстого (Цыган), «Синяя птица» Метерлинка (Сахар), «Гамлет» Шекспира (Второй актёр), «Мысль» Андреева (Крафт) и др. В. Стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных В. Ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» по Диккенсу, 1914. Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ.
«Праздник мира» Гауптмана (1913), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера). С первых лет Советской власти В. Искренно и горячо откликнулся на требования революционной эпохи. Осознавая новую высокую ответственность художника, В. Утверждал, что театрам «. Надо резко изменить что-то в своей жизни», что художник должен творить вместе с народом. «ни для него, ни ради него, ни вне его, а вместе с ним» (Записки. Письма. Статьи, 1939, с. 199 и 201). В 1919 В. Возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность В. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии.
Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках — «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Анского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление В. К поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» (там же, с. 258), нашло блестящее воплощение в его последней постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. Театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.
Основополагающими для режиссёрского творчества В. Были. Идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей В. — режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчанова и др. Соч. Записки. Письма. Статьи, М. — Л., 1939. Лит. 3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.). Зограф Н., Вахтангов, М.—Л., 1939. Херсонский Х., Вахтангов, М., 1963. Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. — Л., 1940. Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957.
Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.). Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959. Б. И. Ростоцкий. Е. Б. Вахтангов. Сцена из спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци в постановке Е. Б. Вахтангова. 1922. Е. Б. Вахтангов в роли Фрезера («Потоп» Ю. Х. Бергера). Е. Б. Вахтангов в роли Текльтона («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу)..
Дополнительный поиск Вахтангов
На нашем сайте Вы найдете значение "Вахтангов" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вахтангов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 9 символа