Веданта

118

(санскр., буквально — конец, завершение Вед (См. Веды) В наиболее общем смысле слова В. Обозначает довольно неопределенную совокупность религиозно-философских идеалистических школ и учений в индийской философии, принимающих за основу концепцию атмана-брахмана, изложенную в религиозно-философских ведийских (прежде всего упанишадах (См. Упанишады)) и отчасти эпических (Рамаяне и Махабхарате, особенно в Бхагавадгите) текстах, а также в сутрах и позднейших комментариях. Понимаемая в этом смысле В. Представляет собой наиболее распространённое, стойкое и консервативное идейное течение, существующее с древнейших времён в Индии, и включает в себя наряду с собственно В. Пурва-мимансу, отчасти санкхью (См. Санкхья), некоторые средневековые шиваитские и вишнуитские учения (в частности, шайва-сиддханту), а также ряд неоиндуистских учений нового и новейшего времени (например, так называемую интегральную В.

Социально-религиозного реформатора Вивекананды (См. Вивекананда)). Основными философскими категориями В. Являются. Брахман (космическая душа), атман (индивидуальная душа), пуруша (абстрактное духовное начало), пракрити (абстрактное материальное начало, природа), артха (смысл, значение, цель, ценность), джняна (знание), авастха (психическое состояние) и Майя (иллюзия). Школы, направления и учения в В. Различаются в зависимости от того, какие из этих категорий полагаются основными и в каких отношениях мыслятся друг к другу. Однако высшее, единое духовное начало признаётся первичным во всех вариантах В. Общим для всех течений В. Является также Йога, принимаемая в качестве основного практического средства достижения высших психических состояний, то есть освобождения, отрешённости от мира.

Собственно В., или уттара-миманса, называемая ещё брахма-миманса, в своих философских предпосылках исходит из «Веданта-сутры» (или «Брахма-сутры»), которая приписывается мудрецу Бадараяне (ок. 4—3 вв. До н. Э.). Согласно В., высшей реальностью является брахман, а пуруша и пракрити суть его модификации. Брахман не сотворён, вечен, бескачествен, причина всей Вселенной. Он же является и первичным материалом для мира. Атман посредством знания брахмана (брахмавидья) приобщается к брахману, но не становится тождественным ему. Согласно учению индийского мудреца 7 в. Н. Э. Гаудапады, изложенному в «Гаудападия-карике» (комментарии на «Мандукья-упанишаду»), весь мир явлений иллюзорен (подобен майе), а его духовное, атманическое начало не раздвоено.

Это учение, получившее название адвайт аведанта («веданта не двойственности»), нашло развитие у крупнейшего мыслителя Индии Шанкары (См. Шанкара) (8—9 вв.) в «концепции нереальности» (майявада), согласно которой полагается, что атман и брахман равно реальны, а мир опыта — нереален. Чертами атмана-брахмана являются чистое бытие, сознание и блаженство. В религиозном плане атман-брахман тождествен богу Шиве (Ишваре). Майя как другое, симметричное начало Вселенной считалось Шанкарой вечным. Шанкара полагал, что само понятие реальности не имеет смысла в отношении эмпирической действительности. Индивидуальная душа может находиться в одном из четырёх состояний психики (бодрствование, сон, глубокий сон, запредельное состояние) и, с точки зрения всякого последующего состояния, то, что переживалось в предыдущем, — нереально, иллюзорно.

Следующей важнейшей модификацией В. Явилась вишиштадвайта, принадлежавшая крупнейшему авторитету В.— Раманудже (11—12 вв.). Согласно этой концепции, через постижение брахмана познаются все вещи. Основным орудием познания служит не разум, а божественная интуиция. Но уже постигнутая интуицией истина, чтобы войти в состав теории, должна быть организована и апробирована интеллектом. Брахман как конечная реальность недвойствен (адвайта), но можно установить различия (вишишта) в проявлениях как его сущности, так и атрибутов. В отличие от майявады, концепция Рамануджи была основана на том, что и материальные тела, и индивидуальные души имеют своё реальное существование, хотя существование брахмана обладает бесконечно большей реальностью.

Так же как индивидуальная душа полагается атманической сущностью («Я») тела, так брахман полагается «Я» всего сущего (с которым отождествлялся бог Вишну). Др. Крупнейшими представителями средневековой В. Были Мадхва (9 в.), Бхаскара (10 в.), Ядавапракаша (11 в.), Ведантадешика (13 в.). Около 12 в. Южно-индийских В. Разделяется на два направления. Северное (вадакалей) и южное (тенкалей), но это разделение затронуло по преимуществу вишнуитские школы. В. Развивалась в постоянной борьбе сначала со школами Буддизма, отрицающими необходимость философских учений о бытии (особенно школа Нагарджуны (См. Нагарджуна)), а затем с логической школой ньяей (См. Ньяя) и др. Направлениями. В новое и новейшее время к В. В той или иной степени можно отнести концепции Раммохан Рая, Рамакришны (См.

Рамакришна), А. Гхоша, С. Радхакришнана и др. Лит. Мюллер М., Шесть систем индийской философии, М., 1901. Чаттерджи С. И Датта Д., Введение в индийскую философию, пер. С англ., М., 1955. Радхакришнан С., Индийская философия, пер. С англ., т. 2, М., 1957. Идеологические течения современной Индии. [Сб. Ст.], М., 1965. Deussen P., Das System derVedânta...,2Aufl. Lpz., 1906. Badarajana, Brahmasutras, pt 1—2, Calc., 1926. Cultural heritage of India, 2 ed., v. 3, Calc., 1954. The Vedânta-Sútras. With the comment, by Sankaracharya. Transi. By G. Thibault, pt 1—3, Delhia. O.], [1966—681.] А. М. Пятигорский.

Значения в других словарях
Вегеций

Флавий Ренат (Flavius Vegetius Renatus), римский военный историк и теоретик конца 4 — начала 5 вв. В 390 — 410 написал трактат «О военном деле» в 4 книгах (118 глав) — первый дошедший до нас систематический труд о военном искусстве Рима, составленный на основе несохранившихся римских источников. В нём содержится обзор военного искусства Рима в прошлом, идеализируя которое, В. Призывает к реорганизации армии. В труде излагаются система боевой подготовки, организация, вооружение, боевые порядки и..

Вегеций Флавий Ренат

Вегеций Флавий Ренат (Flavius Vegetius Renatus), римский военный историк и теоретик конца 4 ≈ начала 5 вв. В 390 ≈ 410 написал трактат «О военном деле» в 4 книгах (118 глав) ≈ первый дошедший до нас систематический труд о военном искусстве Рима, составленный на основе несохранившихся римских источников. В нём содержится обзор военного искусства Рима в прошлом, идеализируя которое, В. Призывает к реорганизации армии. В труде излагаются система боевой подготовки, организация, вооружение, боевые по..

Ведды

ведда, древнейшие обитатели Цейлона, сыгравшие большую роль в формировании его современного этнического состава. Живут главным образом в восточных районах острова. Численность — около 800 чел. Говорят на сингальском языке (См. Сингальский язык), часть — на тамильском яз. Сильно ассимилируются сингалами и тамилами. Исповедуют буддизм и индуизм, древние верования исчезают. Большая часть занимается подсечным земледелием и рыболовством, сочетая их с охотой и собирательством. В социальной организаци..

Ведекинд

(Wedekind) Франк (24.7.1864, Ганновер, — 9.3.1918, Мюнхен), немецкий писатель. По образованию юрист. Вильгельмовскую империю В. Осмеял в сатирических стихах 90-х гг., опубликованных в «Симплициссимусе». В драме «Пробуждение весны» (1891) образы буржуа носят гротескный характер. Влияние Ф. Ницше проявилось в дилогии «Дух земли» (1895) и «Ящик Пандоры» (постановка 1901, издание 1904), в повести «Мине-Гага» (1903) и драмах «Гидалла» (1904), «Замок Веттерштейн» (1910). В лучшей из его пьес — «Маркиз..

Веданта

ВЕДАНТА (санскр. - букв. - конец вед), наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение. К веданте в широком смысле относятся собственно веданта, пурва-миманса, некоторые учения вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Собственно веданта - одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) философских систем. Сочинения "Веданта-сутра" (или "Брахма-сутра") - приписывается мудрецу Бадараяне (4-3 вв. До н. Э.). Основывается на трактовке высказываний шрути ("священные тексты..

Веданта

ВЕДАНТА (санскритское, буквально - конец вед), наиболее распространенное индийское религиозно-философское течение, одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет> вед) философских систем. Сочинение "Веданта-сутра" (или "Брахма-сутра") приписывается мудрецу Бадараяне (4 - 3 веков до нашей эры). Целью бытия Веданта считает "освобождение", достижение изначального тождества атмана и брахмана. Позднейшие варианты собственно Веданты - адвайта-веданта> Шанкары, учение Рамануджи. Представители Веданты в..

Веданта

Одна из шести главных школ индийской философии. Слово ved-anta значит конец Вед. Первоначально это название относилось к трактатам философского и мистического содержания, помещавшимся в конце Вед, в числе так называемых брахман [Брахманы (brâhmanam) — пояснительная и дополнительная часть Вед (о составе Вед см. Ниже под этим словом)]. Большая часть этих теософических трактатов обозначалась также как тайное учение — упанишад (см. Это слово). Впоследствии эта древняя ведийская теософия послужила ос..

Веданта

(санскр.). Наиболее распространенное ныне у индусов религиозно-философское миросозерцание, основанное на Упанишадах.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Веданта

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Веданта

— наиболее распространенное индийское религиозно-философское учение. К В. В широком смысле относятся собственно В., пурва-мимзнса, некоторые учения вишнуизма и шиваизма, неоиндуизма. Собственно В. — одна из 6 ортодоксальных, признающих авторитет вед систем. Согласно учению, высшая реальность и причина всего существующего — вечный несотворенный брахман. Цель бытия — «освобождение», достижение изначального тождества индивидуального духовного начала, атмана и брахмана.. ..

Веданта

(санскр. – завершение вед) – первоначально название упанишад, завершающих веды. Затем философские системы брахманов, трактующие о «совершенстве (смысле) вед». В них всесторонне рассматривалось отношение индивидуальной души к мировой. Наиболее распространенной в Индии системой веданты является веданта Шанкары, популяризируемая Рамакришной и Вивеканандой.. ..

Веданта

(букв, завершение Вед) - одна из ортодоксальных даршан. В сущности, родовое название целого ряда традиций философско-религ. Мысли, объединяемых темой и предметом, отчасти - основополагающими текстами, к к-рым писался комментарий, и разделяемых предлагаемыми решениями. Школы В. Ожесточенно спорили между собою. Все они претендуют на систематизацию и осмысление откровения Вед, прежде всего упанишад, как части Вед, учащей спекулятивному познанию и мокше. Кроме упанишад, авторитетными текстами считаю..

Дополнительный поиск Веданта Веданта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веданта" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веданта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа