Волго-Вятский экономический район

163

СССР, один из крупных экономических районов СССР. Включает Горьковскую и Кировскую области, Марийскую, Мордовскую и Чувашскую АССР. Площадь 263,3 тыс. Км2. Население (1970) 8348 тыс. Чел. В.-В. Э. Р. Один из многонациональных в РСФСР. 3/4 его населения составляют русские, живут также чуваши (в Чувашской АССР), марийцы (в Марийской АССР и пограничных районах Кировской и Горьковской областей), мордва (в Мордовской АССР и Горьковской области), татары. Средняя плотность населения 31,7 человек на 1 км2. Наиболее плотно заселены правобережные низовья Оки и Чувашской АССР. Городское население 53%. Район обладает значительными трудовыми ресурсами, часть которых он отдаёт другим районам страны. Расположен в восточной половине Восточно-Европейской равнины, на стыке лесной и лесостепной зон.

Имеются небольшие возвышенности. На С. — отроги Северных Увалов, на С.-В. — Верхнекамская и на Ю.-В. — Приволжская (высшая точка 338 м). Почти весь район принадлежит бассейну Волги. Волга делит территорию на две неравные части. Большую левобережную — Заволжье и меньшую — Правобережье. Основные природные богатства — лес (1,8% общесоюзных запасов) и фосфориты (Вятско-Камское месторождение — 18,8% общесоюзных запасов по категориям А+В+С1 и 28% общесоюзных балансовых запасов). Топливно-энергетические ресурсы представлены торфом (1,0% общесоюзных разведанных запасов) и гидроэнергией (0,4% общесоюзных потенциальных ресурсов). Имеются крупные залежи гипса (9,2% общесоюзных запасов). Географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны и районами потребления.

В.-В. Э. Р., занимая 1,2% территории, сосредоточивает 3,5% населения и 4,4% промышленно-производственного персонала СССР. Это часть старопромышленного Центра страны, одна из основных баз обрабатываемой промышленности, в особенности машиностроения и металлообработки (их удельный вес в промышленности 37%). В районе сложился крупнейший в стране комплекс автомобильной промышленности, на долю которого приходится 45% общесоюзного выпуска грузовых автомобилей, 1/5 легковых, около 1/4 автобусов, свыше 85% автонормалей. Головное предприятие автостроения — Горьковский автозавод. Кроме того, район выделяется в народном хозяйстве страны другими видами машиностроения (производство судов, моторов, дизелей, газомотокомпрессоров, металлорежущих станков, электротехнического оборудования и приборов, кабеля, электроламп и светотехнических средств, радиоприборов и аппаратуры и др.), химической промышленностью (автомобильные шины, фосфоритная мука, основная химия, синтетические материалы), а также вывозкой древесины, производством бумаги, картона, пиломатериалов.

В 1969 вывозка древесины составила 30,2 млн. Плотных м3, производство пиломатериалов 8,5 млн. М3, бумаги 519,9 тыс. Т, картона 147,3 тыс. Т. На долю района приходится свыше 8% общесоюзной добычи топливного торфа. Производство электроэнергии составило 14456 млн. Квт·ч (1969). На металлоломе и привозной мартеновской шихте работают металлургические заводы (Горький, Выкса, Кулебаки, Омутнинск). В.-В. Э. Р. — район старинных промыслов, возникших на базе переработки металла и древесины. Особенно развиты художественные и декоративные промыслы (хохломская роспись, дымковская игрушка, павловские металлоизделия и др.). Крупнейший промышленный узел района — Горьковский. Г. Горький с городами-спутниками Дзержинск, Бор, Кстово, Балахна, Городец, Заволжье, Богородск и др.

Здесь расположены Горьковский автозавод, заводы «Красное Сормово», фрезерных станков, Горьковский телевизионный им. В. И. Ленина, «Красная Этна», Новогорьковский нефтеперерабатывающий, Чернореченский химкомбинат, Ба-лахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, Заволжский моторный завод, Горьковская ГЭС, Балахнинская ГРЭС и др. Другой крупный промышленный узел — Кировский. Г. Киров с городами-спутниками Нововятск, Кирово-Чепецк, Слободской (металлообрабатывающая, химическая, кожевенно-обувная, деревообрабатывающая промышленность). В послевоенные годы сформировались новые крупные промышленные узлы. Чебоксарский (электротехника, текстиль), Саранско-Рузаевский (производство светотехнических изделий, экскаваторов, самосвалов, резинотехнических изделий), Йошкар-Олинский (радиодеталей, приборов и др.).

В Саранске вошли в строй крупный резиновый комбинат, литейный завод, в Новочебоксарске мощный химкомбинат. На Волге строится Чебоксарская ГЭС. Развивается промышленность в небольших и средних городах, расположенных вне крупных промышленных узлов, — Арзамасе, Павлове, Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Вятских Полянах, Котельниче, Волжске, Алатыре, Канаше, Шумерле. Валовая продукция промышленности района за 1960—69 выросла более чем в 2 раза. Сельское хозяйство специализируется на производстве продовольственного и фуражного зерна, картофеля, технических культур — льна-долгунца (в Заволжье), конопли (на Правобережье), хмеля (в Чувашии), молочно-мясном животноводстве. Развивается пригородное хозяйство вблизи крупных промышленных центров.

С.-х. Угодья составляют 10,8 млн. Га (41% территории района), в том числе пашня 7,8 млн. Га, сенокосы и пастбища 2,8 млн. Га. Площадь земель с осушительной сетью 118,3 тыс. Га (1969). Посевные площади занимают (1969) 6,5 млн. Га, из них 59% под зерновыми, 30,3% — кормовыми культурами. Сеют рожь (один из самых высоких удельных весов в посевах по сравнению с другими районами РСФСР), пшеницу, гречиху, зернобобовые, из технических — лён, коноплю, сахарную свёклу, хмель, махорку. По берегам Волги и Оки развито товарное садоводство. На начало1970 в районе было 2,9 млн. Голов крупного рогатого скота (в том числе 1,4 млн. Коров), 1,5 млн. Свиней и 2,4 млн. Овец и коз. Удельный вес района в РСФСР составляет (1969, в %). По производству зерна — 3,2, картофеля — 12, овощей — 5,8, молока — 7,1, мяса —6,0.

Железнодорожный и речной транспорт благодаря положению района на важнейших транзитных путях страны является одной из отраслей общесоюзной специализации. Транспортная сеть района радиальная с центром в г. Горьком. Судоходство по Волге, Оке, Вятке, Ветлуге. Развивается трубопроводный транспорт (нефте- и газопроводы из Поволжья). В В.-В. Э. Р. Ввозится большое количество топлива и промышленного сырья, в особенности угля (из Кузбасса, Донбасса, а также месторождений Урала), нефти и газа (из Волго-Уральской нефтегазоносной области), чёрных металлов (с Урала и Юга). Вывозятся машины и металлоизделия, промышленные товары широкого потребления, химические продукты, картофель, хмель. В Центральное Поволжье, на Украину и Северный Кавказ отправляются лесоматериалы.

Лит. Матвеев Г. П., Приваловская Г. А., Хорев Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географическая характеристика, М., 1961. Волго-Вятский район. Экономико-географический обзор, [Горький], 1964. Хорев Б. С., Волго-Вятский район. Экономико-географический очерк, М., 1964. Хорев Б. С., Узловые вопросы развития и размещения производительных сил Волго-Вятского экономического района, в сб. Развитие и размещение производительных сил экономических районов СССР, М., 1967. Средняя полоса Европейской части СССР, М., 1967. Б. С. Хорев. Волго-Вятский экономический район..

Значения в других словарях
Волго

озеро в Калининской области РСФСР, последнее из группы озёр, через которое проходит верхнее течение Волги. См. Верхневолжские озёра (См. Верхневолжские озера).. ..

Волго-Балтийский водный путь

им. В. И. Ленина (бывшая Мариинская водная система), искусственный водный путь, соединяющий Волгу с Балтийским морем, а через Беломорско-Балтийский канал и с Белым морем. Выход России к Балтийскому морю в начале 18 в., возрастание роли Петербурга требовали удобных водных сообщений с внутренними районами страны. Было создано 3 водных пути — Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709), Тихвинская (1811) и Мариинская (1810). Мариинская водная система начиналась у Рыбинска, трасса шла по..

Волго-Донской судоходный канал

имени В. И. Ленина, соединяет рр. Волгу и Дон в месте наибольшего их сближения. Длина водного пути 101 км (из них 45 км проходят по рекам и водохранилищам). Проблема соединения Волги и Дона имеет многовековую историю. Попытку построить судоходный канал предпринял Петр 1 в конце 17 в. Позднее были разработаны ещё несколько проектов соединения этих рек, но они не были осуществлены. Сооружение В.-Д. С. К. Началось перед Великой Отечественной войной 1941—45, прервавшей работы по строительству канал..

Волго-Каспийский

посёлок городского типа в Камызякском районе Астраханской области РСФСР. Расположен в дельте Волги, в 21 км к Ю.-З. От г. Астрахани. 2,9 тыс. Жителей (1969). Судоремонтный завод.. ..

Волго-вятский Экономический Район

ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН, включает Марийскую Республику (Марий Эл), Республику Мордовия, Чувашскую Республику, Кировскую и Нижегородскую области. Пл. 263,3 тыс. Км2 (1,5% территории России). Население 8375,6 тыс. Человек. (5,7% населения России. 1998). Ср. Плотностьнаселения 31,8 человек на 1 км2. Доля городского населения 70,4%. Осн. Города. Нижний Новгород, Киров, Чебоксары, Саранск, Йошкар-Ола, Дзержинск, Арзамас. Ведущие отрасли промышленности. Машиностроение (авто-, судо-, станко-,..

Дополнительный поиск Волго-Вятский экономический район Волго-Вятский экономический район

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Волго-Вятский экономический район" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Волго-Вятский экономический район, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 33 символа