Вундт
(Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау, Баден, — 31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Профессор физиологии в Гейдельберге (1864—74), профессор философии в Лейпциге (с 1875). Член многих иностранных академий и учёных обществ. В первых своих работах выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Предметом психологии В. Считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению (См. Самонаблюдение) явления или факты сознания. Однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), по В., недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-историческим методом.
В. Стоял на точке зрения психофизического параллелизма, полагая, что явления сознания неотделимы от нервных процессов, но причинно с ними не связаны. В области сознания, по В., действует особая психическая причинность, а поведение определяется апперцепцией (См. Апперцепция). Интроспекционистская психологическая концепция В. Уже в начале 20 в. Обнаружила свою ограниченность и была преодолена последующим развитием психологии. Главная заслуга В. — внедрение в психологию экспериментального метода, что сыграло решающую роль в превращении её в самостоятельную науку. Созданная им в 1879 первая в мире психологическая лаборатория (преобразованная позднее в институт) стала международным центром, где формировалось целое поколение первых психологов-эксперименталистов.
В лаборатории изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства. В 10-томной «Психологии народов» (1900—20) В. Предпринял попытку психологического истолкования культурно-исторических явлений (мифа, религии, искусства и т.д.). В философии В. Выступил как представитель идеализма и Волюнтаризма (см. В. И. Ленин, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 18, с. 58). Мир для него есть целесообразное развитие духа — божественной мировой воли. В «Логике» (т. 1—3, 1880—83) В. Не только анализирует формы мышления, но пытается изложить методы разных наук, основы математической логики и др. В лингвистических исследованиях В. Определяет основные языковедческие категории преимущественно с индивидуально-психологической точки зрения, хотя и признаёт примат социального начала в языке над индивидуальным.
Язык для В. — одна из форм проявления «коллективной воли» или «народного духа». Это понимание языка как динамического процесса, выделение языковой деятельности, а не языковой системы в качестве главного объекта языковедения сближают В. С Х. Штейнталем и его школой, составляя в то же время главный пункт расхождения В. С младограмматиками. Соч. Очерки психологии, [М., 1912]. Основания физиологической психологии, т. 1—2, СПБ, 1880—81. Лекции о душе человека и животных, СПБ, 1894. Система философии, СПБ, 1902. Введение в психологию, М., 1912. Естествознание и психология, [СПБ, 1914]. Мировая катастрофа и немецкая философия, СПБ, 1922. Лит. Кениг Э., В. Вундт, Его философия и психология, СПБ, 1902. Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл.
10. Фресс П., Пиаже Ж. [сост.]. Экспериментальная психология. Сб. Ст., в. 1, М., 1966, гл. 1. Heussner A., Einführung in Wilhelm Wundts Philosophie und Psychologie, Gött., 1920. М. Г. Ярошевский. В. Вундт..
Дополнительный поиск Вундт
На нашем сайте Вы найдете значение "Вундт" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вундт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 5 символа