Выготский Лев Семенович

99

Выготский Лев Семенович [5 (17).11.1896, Орша — 11.6.1934, Москва], советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии. Позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве. Становление В. Как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности В.

Подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам. В книге «История развития высших психических функций» (1930—31, опубликованной 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По В., необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» сначала на преобразование других людей затем — на управление собственным поведением.

В последние годы жизни В. Основное внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и речь», 1934). Исследуя речевое мышление, В. По-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии В. Приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.Культурно-историческая теория В. Породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.Соч. Этюды по истории поведения, М.

— Л., 1930 (совм. С А. Р. Лурия). Избр. Психологические исследования, М., 1956. Развитие высших психических функций, М., 1960. 1549 Психология искусства, М., 1965, 2 изд., М., 1968.Лит. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Психологические воззрения Л. С. Выготского, в кн. Выготский Л. С., Избр. Психологические исследования, М., 1956. Лурия А. Р., Теория развития высших психических функций в советской психологии, «Вопросы философии», 1966, № 7. Леонтьев А. А., Психолингвистика, Л., 1967. Брушлинский А. В., Культурно-историческая теория мышления. М., 1968.И. Н. Семёнов..

Значения в других словарях
Выгорание растений

преждевременное засыхание растений вследствие длительной почвенной и атмосферной засухи. Наиболее широко распространено в острозасушливых районах на солонцовых и каштановых почвах, иногда наблюдается в засушливой чернозёмной степи и более северных районах. Обычно посевы выгорают пятнами, очень редко большими массивами. У хлебных злаков В. Р. Наблюдается обычно в первой половине лета, до начала формирования зерна. Засыхание растений, как правило, начинается с нижних листьев, так как верхние лист..

Выготский

Лев Семенович [5 (17).11.1896, Орша — 11.6.1934, Москва], советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии. Позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. П..

Выгульный двор

выгул, левада, варок, па́ддок, огороженный участок вблизи животноводческого помещения или непосредственно примыкающий к нему, предназначенный для пребывания животных на открытом воздухе. Площадь В. Д. Зависит от вида, возраста и числа животных. При устройстве В. Д. Руководствуются следующими примерными нормами на 1 голову (м2). Для племенных быков 30—40, коров 8—15, молодняка 5—10. Для лошадей 25, племенных лошадей 40—50. Для хряков 30, маток 10—15, поросят 3—5, откармливаемых свиней 0,5—1,0. Д..

Выдача преступников

экстрадиция, в международном праве передача для привлечения к ответственности или для приведения в исполнение приговора лица, совершившего преступление, тем государством, на территории которого находится преступник, государству, на территории которого было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник. Требование о В. П. Может последовать при наличии специальных соглашений, заключённых между заинтересованными государствами. Такие соглашения получили распростр..

Выготский Лев Семенович

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934) - российский психолог. Разработал культурно-историческую теорию, которая положила начало школе в современной психологии. Труды по развитию высших психических функций, мышлению и речи, психологии искусства.. ..

Выготский Лев Семенович

Л. С. Выготский.. ..

Выготский Лев Семенович

Льва Семеновича Выготского называют «Моцартом психологии», а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию «со стороны». Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения на проблемы, стоящие перед психологической наукой. Его во многом новаторский подход объясняется тем, что над ним не тяготели традиции эмпирической «академической» психологии. Лев Семенович Выготский родил..

Выготский Лев Семёнович

(1896, Орша — 1934, Москва), психолог и педагог. Окончил юридический факультет Московского университета (1917). В годы учёбы был слушателем историко-филологического факультета в университете Шанявского. С 1924 в Москве, научный сотрудник Института экспериментальной психологии (Моховая улица, 20, корпус В. До 1926 жил там же). С 1925 преподавал во 2-м МГУ, Академии коммунистического воспитания (профессор с 1931). Научный руководитель (с 1929) Экспериментального дефектологического института (Погод..

Выготский Лев Семенович

(1896-1934) - российский психолог. Профессор. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет народного университета А.Л. Шаняв-ского (Москва). Научно-педагогическую деятельность начал в г.Гомель в Беларуси. С 1924 работал в Москве, в Институте экспериментальной психологии и др. Основал и возглавил Институт дефектологии. Читал курсы лекций в вузах Москвы, Ленинграда и Харькова. Интересовался психоаналитическими идеями. В 1925 совместно ..

Выготский Лев Семёнович

[5(17).11. 1896, Орша, — 11.6.1934, Москва], психолог, проф. (1928). Окончил юрид. Ф-т Моск. Ун-та (1917) и одновременно ист.-филол. Ф-т Нар. Ун-та А. Л. Шанявского. В 1918—24 работал в Гомеле. С 1924 в психол. Науч. И уч. Учреждениях Москвы (Ин-т психологии МГУ, АКБ им. Н. К. Крупской, пед. Ф-т 2-го МГУ, Эксперим. Дефектологич. Ин-т и др.). Работал также в ЛГПИ и Укр. Психонев-рологич. Ин-те в Харькове.Науч. Деятельность начал с изучения психологии иск-ва — исследовал психол. Закономерности вос..

Дополнительный поиск Выготский Лев Семенович Выготский Лев Семенович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Выготский Лев Семенович" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Выготский Лев Семенович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 23 символа