Гартман

172

IГа́ртман Виктор Александрович [23.4(5.5).1834, Петербург, — 23.7(4.8).1873, с. Киреево Московской губернии], русский архитектор. Учился в петербургском АХ (1852—61). Один из основоположников «русского стиля». В работах Г. Идеи развития национального зодчества сводились к обильному украшению построенных им зданий узорами, заимствованными из народных вышивок, и деревянной резьбы (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872). Автор изобретательно декорированных деревянных выставочных павильонов (в которых широко применял сборные деревянные конструкции), «студии» в Абрамцеве (1872). Рисовальщик, акварелист. В 1871 оформлял оперы М. И. Глинки и А. Н. Серова в Мариинском театре в Петербурге. Акварели Г.

Послужили темой «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Лит. Стасов В., В. А. Гартман, Собр. Соч., т. 2, СПБ. 1894, с. 126‑39, 150‑58. Архитектурный календарь, «Архитектура СССР», 1939, № 5. В. М. Полевой.IIГа́ртман Лев Николаевич (1850, Архангельская губерния, — 1908, Нью-Йорк), русский революционер, народник. Из мещан. С 1876 участвовал в революционном движении на юге России. В 1878—79 жил в саратовском и тамбовском поселениях землевольцев. После раскола «Земли и воли» (См. Земля и воля) (1879) примкнул к организации «Чёрный передел», но вскоре перешёл в «Народную волю» (См. Народная воля). В сентябре — ноябре 1879 под именем Н. С. Сухорукова вместе с С. Л. Перовской (См. Перовская) и др. Участвовал в подготовке покушения на царя (подкоп на ж.

Д. Под Москвой). В декабре 1879 бежал за границу. По настоянию царского правительства 23 январе 1880 был арестован в Париже, но благодаря вмешательству русской революционной эмиграции и прогрессивной французской печати (В. Гюго и др.) освобожден. Являлся заграничным представителем «Народной воли». В конце 1881 переехал из Лондона в Америку. Был знаком с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Лит. К. Маркс, Ф. Энгельс, и революционная Россия, М., 1967. Сидоров Н. А., Л. Н. Гартман, М. 1930.IIIГа́ртман Хартман (Hartmann) Мориц (15.10.1821, Душник, Богемия, — 13.5.1872, Обердёблинг близ Вены), австрийский писатель. Родился в еврейской купеческой семье. Учился в Пражском университете. В первом сборнике стихов «Чаша и меч» (1845) развивал идеи свободы личности.

В «Чешских элегиях» (1847) прославлял чешское революционное движение. В поэме «Рифмованная хроника попа Маурициуса» (1849) воспевал национально-освободительную борьбу венгерского народа. Автор романов «Война в лесу» (1850), «Драгоценности баронессы» (1868), сборников рассказов «Тени» (1851), «С натуры» (1866). Некоторые стихи и песни Г. («Белое покрывало») были популярны в России в переводах М. Л. Михайлова, А. Н. Плещеева, П. И. Вейнберга. Соч. Gesammelte Werke, Bd 1—10, Stuttg., 1873—74. В рус. Пер., в кн. Немецкие поэты в биографиях и образцах, под ред. Н. Гербеля, СПБ, 1877. Лит. Wittner О., Moritz Hartmanns Leben und Werke, Bd 1—2, Prag, 1906—07. С. E. Шлапоберская.IVГа́ртман (Hartmann) Николай (20.2.1882, Рига, — 9.10.1950, Гёттинген), немецкий философ-идеалист, основоположник т.

Н. Критической (или новой) онтологии. Окончил гимназию в Петербурге. В 1920—1945 профессор философии в университетах Марбурга, Кельна, Берлина, в 1945—50 Гёттингена. Вначале был последователем марбургской школы (См. Марбургская школа) неокантианства. Не удовлетворённый её субъективизмом («методологизмом»), Г. Под влиянием Э. Гуссерля (См. Гуссерль) и М. Шелера разработал онтологическую концепцию, которая в целом оказывается модернизацией аристотелевски-схоластического учения о бытии («Система онтологии», т. 1—4, 1933—50). Согласно Г., бытие имеет слоистую структуру и должно быть рассмотрено как иерархия четырёх качественно различных пластов. Неорганического, органического, душевного и духовного. Формы существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы.

Так, имматериальные слои (дух, психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев коренится в низшем, но полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём самоутверждении, высшие обладают большей свободой проявления. Г. Считал коренные философские проблемы неразрешимыми. В этике Г. Вслед за Шелером развивал теорию неизменных «этических ценностей». Основным вопросом для Г. Является в этой области проблема соотношения ценностей (См. Ценность) и свободы воли (См. Свобода воли), рассматриваемая как отношение двух родов сил («детерминаций»). Идеальной (ценностей, являющихся ориентиром для воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) («Этика», 1925). Соч. Grundzüge der Metaphysik der Erkenntnis, 4 Aufl., B., 1949.

В рус. Пер.— Эстетика, М., 1958. Лит. Зотов А. Ф., Проблема бытия в «Новой онтологии» Н. Гартмана, в сборнике. Современный объективный идеализм, М., 1963. Горнштейн Т. Н., Философия Н. Гартмана, Л., 1969 (имеется библ.). Heimsoeth Н., Heiss R. [Hrsg.], N. Hartmann. Der Denker und sein Werk, Gött., 1952. Feuerstein R., Die Modallehre N. Hartmanns, Köln, 1957. Barone F., N. Hartmann nella filosofia del novecento, Torino, 1957.VГа́ртман (Hartmann) Эдуард (23.2.1842, Берлин, — 5.6.1906, Грослихтерфельде), немецкий философ-идеалист. Источниками философии Г. Были Волюнтаризм А. Шопенгауэра и «философия тождества» Шеллинга. Сочинения Г. «Философия бессознательного» (1869, 12 изд., 1923) противопоставляет естественно-научому материализму мистический идеализм, а идее социального прогресса — пессимистический взгляд на историю.

Г. Придерживается Панпсихизма, допуская наличие ощущений у растений и даже у атомов. Основой всего сущего он полагал абсолютное бессознательное духовное начало. Вселенная, по Г. — это продукт иррационального процесса, в котором сознание — лишь орудие бессознательной мировой воли, рассматриваемой в качестве источника жизни и движущей силы развития. На основе признания иррациональности мира Г. Разрабатывает этику с точки зрения пессимизма («Феноменология нравственного сознания», 1879, 3 изд. 1922). Он призывает к избавлению от трёх иллюзий, последовательно владевших умами людей. Иллюзии земного счастья, иллюзии потустороннего счастья и, наконец, иллюзии достижения счастья в результате социального прогресса. В своём отрицании возможности счастья в результате исторического развития Г.

Приходит к проповеди нигилистической религии («Философия религии», 1882), — эволюция влечёт Вселенную к уничтожению путём осознания её неразумия и нецелесообразности. В психологии Г. Выступил против материалистической позиции, согласно которой психические процессы зависят от физиологических. Соч. Kategorienlehre, В., 1896. Die Weltanschauung der modernen Physik, Lpz., 1902. System der Philosophie im Grundriss, Bd 1—8, [Lpz.], 1907—09. В рус. Пер. — Сущность мирового процесса или философия бессознательного, в. 1—2, М., 1873—75. Истина и заблуждения в дарвинизме, СПБ, 1909. Современная психология, М., 1902. К понятию бессознательного, в сборнике. Новые идеи в философии, сб. 15, СПБ, 1914. Лит.:, Winterthur, 1954. Ленин В. И., Полн.

Собр. Соч., 5 изд., т. 18, с. 61, 302—304. Дебольский Н. Г. Трансцендентальный реализм Гартмана, в сборнике. Новые идеи в философии, сб. 14, СПБ. 1914. Huber М., Eduard von Hartmanns Metaphysik und Religionsphilosophie Б. Э. Быховский..

Значения в других словарях
Гартли

Хартли (Hartley) Дейвид (30.8.1705, Армли, — 28.8.1757, Бат), английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Сын священника, изучал богословие в Кембридже. В дальнейшем получил медицинское образование и всю жизнь работал врачом. Стремясь установить точные законы психических процессов для управления поведением людей, попытался применить для этого принципы физики И. Ньютона. По Г., вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге и мышцах..

Гартли Дейвид

Гартли Хартли (Hartley) Дейвид (30.8.1705, Армли, — 28.8.1757, Бат), английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Сын священника, изучал богословие в Кембридже. В дальнейшем получил медицинское образование и всю жизнь работал врачом.Стремясь установить точные законы психических процессов для управления поведением людей, попытался применить для этого принципы физики И. Ньютона. По Г., вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге и м..

Гартман Виктор Александрович

Гартман Виктор Александрович [23.4(5.5).1834, Петербург, — 23.7(4.8).1873, с. Киреево Московской губернии], русский архитектор. Учился в петербургском АХ (1852—61). Один из основоположников «русского стиля». В работах Г. Идеи развития национального зодчества сводились к обильному украшению построенных им зданий узорами, заимствованными из народных вышивок, и деревянной резьбы (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872). Автор изобретательно декорированных деревянных выстав..

Гартман Лев Николаевич

Гартман Лев Николаевич (1850, Архангельская губерния, — 1908, Нью-Йорк), русский революционер, народник. Из мещан. С 1876 участвовал в революционном движении на юге России. В 1878—79 жил в саратовском и тамбовском поселениях землевольцев. После раскола «Земли и воли». ..

Гартман

ГАРТМАН Эдуард (1842 - 1906), немецкий философ, сторонник панпсихизма. Основой сущего считал абсолютно бессознательное> духовное начало - мировую волю ("Философия бессознательного", 1869). В этике вслед за А. Шопенгауэром разрабатывал концепцию пессимизма.. ..

Гартман

ГАРТМАН Мориц (Moriz Hartmann, 1821-1872) - австро-немецкий политический поэт и беллетрист, родом из Чехии, представитель домартовской немецкой политической поэзии. В 1845 выпустил сборник стихов «Чаша и меч» (Kelch und Schwert) а в 1847 - «Новые стихи» (Neuere Gedichte), в которых воспевал революционные подвиги чешских крестьян в средние века (цикл «Чешские элегии»), противопоставляя деревенский «социализм» индустриальному городу. Во время революции 1848, в которой Г. Принимал деятельное участ..

Гартман

Сотр. "Труд. Вольн.-экон. Общ.". 1771 г.{Венгеров} Гартманавтор расск. "В когтях льва". (М., 1901—12).{Венгеров}. ..

Гартман

Лев Николаевич (1850-1913) - рус. Революционер, народник. Происходил из мещанской семьи нем. Колониста Архангельской губ. С 1876 участвовал в революц. Движении на Юге России. В 1878-79 жил в саратовском и тамбовском поселениях землевольцев. После раскола "Земли и воли" примкнул к чернопередельцам, но вскоре стал народовольцем. В авг. 1879 работал в Петербурге в динамитной мастерской. В сент. - нояб. 1879 под именем Н. С. Сухорукова вместе с С. Л. Перовской и др. Участвовал в подготовке покушения..

Гартман

I.ГАРТМАН (Hartmann) Николай (1882-1950) - немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий 1905 в России переехал в Марбург, учился у Когена и Наторпа (последнего сменил на кафедре в 1922). В 1907 стал доктором философии. С 1909 - приват-доцент, с 1920 - экстраординарный профессор Марбургского университета. С 1926 - в Кельнском, с 1931 - в Берлинском, с 1946 и до конца жизни - в Геттингенском университетах. Основные работы. 'Платоновская логика бытия' (1909..

Гартман

• ГАРТМАН (Hartmann) Николай (1882-1950) - немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий 1905 в России переехал в Марбург, учился у Когена и Наторпа (последнего сменил на кафедре в 1922). В 1907 стал доктором философии. С 1909 - приват-доцент, с 1920 - экстраординарный профессор Марбургского университета. С 1926 - в Кельнском, с 1931 - в Берлинском, с 1946 и до конца жизни - в Геттингенском университетах. Основные работы. "Платоновская логика бытия" (1909..

Дополнительный поиск Гартман Гартман

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гартман" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гартман, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа