Гоген
(Gauguin) Поль Эжен Анри (7.6.1848, Париж, — 8.5.1903, пос. Атуона, Маркизские острова), французский живописец. В юности служил моряком, с 1871 — биржевым маклером в Париже. В 1870-х гг. Самостоятельно занялся живописью. В 1883 бросил биржу и всецело посвятил себя искусству, что привело Г. К нищете, разрыву с семьей, скитаниям. В 1886 жил в Понт-Авене (Бретань), в 1887 — в Панаме и на острове Мартиника, в 1888 два месяца работал (с В. Ван Гогом) в Арле, в 1889—91 — главным образом в Ле-Пульдю (Бретань). Ранний период творчества Г. Связан с Импрессионизмом. В дальнейшем неприятие буржуазной цивилизации пробудило у Г. Интерес к народному творчеству с его наивным мировосприятием, к искусству архаической Греции, средневековья, Древнего Востока.
Поиски обобщённых образов, таинственного смысла явлений, интерес к издавна застылому укладу жизни, который Г. Искал в Бретани, Арле и на Мартинике («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. «Жёлтый Христос», 1889, Галерея Олбрайта, Буффало), сближают программу Г. С Символизмом и приводят его и группу близких к нему молодых художников (т. Н. Понт-авенская школа) к созданию новой живописной системы («синтетизма»), использующей обобщение и упрощение форм и линий. Светотеневая моделировка объёмов, световоздушная и линейная перспектива вытесняются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполняющего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины («Кафе в Арле», 1888, Музей изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина, Москва). Система живописи Г. Получает дальнейшее развитие в его произведениях, созданных на острове Таити (Океания). Он едет туда в 1891, увлекаемый творческими исканиями и мечтой об идеальном обществе. Как казалось Г., здесь, вдали от европейской цивилизации человек живёт в гармонии со щедрой тропической природой, дарящей ему свободу от борьбы за существование. В 1895 после кратковременного возвращения во Францию Г. Навсегда уезжает в Океанию (сначала на Таити, а в 1901 на о. Хива-Оа). Хотя колониальная действительность отнюдь не отвечала утопической мечте Г., он создаёт в своих полотнах ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населён духовно цельными людьми, живущими в единстве с природой («Таитянские пасторали», 1893, Эрмитаж, Ленинград.
«Брод», 1901, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. «И золото их тел», 1901, Музей импрессионизма, Париж). Картины, написанные в Океании, словно несут в себе экзотический аромат незнакомого мира и поэтический строй полинезийской культуры и мифологии, открывшиеся Г. Первому из европейских художников. Эмоциональная насыщенность цвета, плоскостность и статичность композиции, органический сплав декоративного и монументального начала, новизна и значительность образов, характерные для произведений Г., во многом стимулировали творческие поиски живописцев начала 20 в. Г. Работал также в области скульптуры, графики, керамики. В ряде литературных и критических произведений он дал теоретическое обоснование своего творческого метода.
Соч. Avant et après, P., 1923. Noa-Noa. Voyage de Tahiti, P., [1924]. Неполный рус. Пер. — Hoa-Hoa. Путешествие на Таити, М., [1914], 2 изд., М., 1918. Lettres à sa femme et à ses amis, P., 1946. Лит. Кантор-Гуконская А. С., Поль Гоген. Жизнь и творчество, Л.—М., 1965. Даниельсон Б., Гоген в Полинезии, М.—Л., 1969. Wildenstein G., Gauguin. Catalogue, P., 1964. Cachin Fr., Gauguin, P., 1968. А. С. Кантор-Гуковская. П. Гоген. «А, ты ревнуешь?». 1892. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва. П. Гоген. Автопортрет. 1893. Собрание А. Сакса. Франция..
Дополнительный поиск Гоген
На нашем сайте Вы найдете значение "Гоген" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гоген, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 5 символа