Гомеровский вопрос
совокупность проблем, относящихся к личности Гомера и авторству приписываемых ему древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Шире — совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. Уже в древности высказывалось предположение, что Гомер жил в бесписьменное время и его поэмы передавались устно. С этим связывались сообщения о том, что в 6 в. До н. Э. Афинский тиран Писистрат поручил выработать официальный текст гомеровских поэм. Подлинная постановка Г. В. Связана, однако, с интересом эпохи Просвещения к народной поэзии. Немецкий филолог Ф. А. Вольф в своём «Введении к Гомеру» (1795) пришёл к выводу, что «Илиада» и «Одиссея» — собрания отдельных песен, а немецкий критик Ф. Шлегель прямо признал (1796) гомеровский эпос плодом коллективного творчества народных поэтов.
Последователи Вольфа, так называемые «аналитики», стремились, исходя из сюжетных противоречий и стилистических различий внутри поэм, выделить в самом тексте его составные части. Однако все такие предположения оказывались субъективными и произвольными. Противники Вольфа, например В. Г. Белинский, указывали на моменты творческого единства каждой из поэм. Вопрос о конкретной истории сложения гомеровских поэм, с их несомненными моментами единства и столь же несомненной внутренней противоречивостью, остаётся спорным. Более положительных результатов достигло изучение Г. В. В расширительном значении термина. Исторической базой основного ядра сказаний, отложившихся в греческом эпосе, является «микенская» эпоха 16—13 вв.
До н. Э. Общественное устройство и материальная культура, изображенные в поэмах, содержат наряду с «микенскими» чертами также и позднейшие — вплоть до 8 в. До н.э. Изучение гомеровских поэм в сопоставлении с живым эпосом современных народов, в том числе народов СССР, раскрывает в них многочисленные следы песенной, полуимпровизационной стадии эпоса, но приводит скорее к заключению, что перед нами не запись фольклорного текста, а уже становящаяся литература. Большинство исследователей относит окончательное оформление «Илиады» к последней трети 8 в. До н. Э., а «Одиссею» считает несколько более поздней. Лит. Радцит С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М., 1959. Тронский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957.
Его же. Проблемы гомеровского эпоса, в кн. Гомер. Илиада, пер. Н. И. Гнедича, М. — Л. 1935. Лосев А. Ф., Гомер, М., 1960. Егунов А. Н., Гомер в русских переводах XVIII-XIX вв., М. — Л., 1964. Lorimer Н. L., Homer and the monuments, L., 1950. Bowra C. М., Heroic poetry, L., 1952. Finsler G., Homer in der Neuzeit von Dante bis Goethe, Lpz. — B., 1912. Lesky A., Die Homerforschungen in der Gegenwart, W., 1952. Его же, Homeros, Stuttg., 1967. A companion to Homer, ed. By A. J. B. Wace and F. Н. Stubbings, L. — N. Y., 1963. И. М. Тронский..
Дополнительный поиск Гомеровский вопрос
На нашем сайте Вы найдете значение "Гомеровский вопрос" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гомеровский вопрос, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 18 символа