Гофман

126

IГо́фман (Hofmann) Август Вильгельм (8. 4. 1818, Гисен, — 5. 5. 1892, Берлин), немецкий химик-органик. Окончил Гисенский университет. Ученик Ю. Либиха. В 1845 приват-доцент Боннского университета. С 1845 первый директор основанного в том же году Королевского химического колледжа в Лондоне, в котором работал 20 лет. С 1861 президент Лондонского химического общества. В 1865 занял кафедру химии в Берлинском университете (1865—92). В 1868 основал Германское химическое общество и его печатный орган. Был председателем этого общества до 1892. В 1841 Г. Обнаружил в каменноугольной смоле анилин и хинолин. В 1845 Г. Выделил из каменноугольного дёгтя бензол. Обработкой смесью серной и азотной кислот перевёл его в нитробензол и восстановлением последнего водородом получил анилин.

Этим Г. Усовершенствовал реакцию Н. Н. Зинина. В 1850 Г. Показал, что при нагревании йодистого этила C2H5I с аммиаком могут быть получены Амины. В 1881 Г. Предложил способ получения первичных аминов из амидов карбоновых кислот (см. Гофмана реакции). Работы Г. И его школы имели большое значение для создания промышленной переработки каменноугольной смолы и производства синтетических красителей. Г. Синтезировал (1858) краситель анилиновый красный (фуксин) и установил его состав (1861). Выяснил строение некоторых др. Красящих веществ и получил ряд трифенилметановых красителей. В 1871 Г. Совместно с К. А. Марциусом открыл перегруппировку типа C6H5 — NH — CH3 → CH3 — C6H4 — NH2. Г. Нашёл способ образования первичных аминов из амидов кислот действием на них брома и щёлочи (1881).

Соч. Über eine sichere Reaktion auf Benzol, «Annalen der Chemie und Pharmacie», 1845, Bd 55, Н. 2. Лит. Шорлеммер К., Возникновение и развитие органической химии, пер. С англ., М., 1937. Volhard J. Und Fischer E., August Wilhelm von Hofmann. Ein Lebensbild, B., 1902. А. В. Гофман.IIГо́фман (Hofman) Иосиф (Юзеф) (20.1.1876, Подгуже, близ Кракова, — 16.2.1957, Лос-Анджелес), польский пианист, педагог и композитор. Ученик М. Мошковского и А. Г. Рубинштейна. С 1898 жил в США, в 1924—38 профессор и директор Музыкального института Кёртис в Филадельфии. Концертировал в 1894—1946. В России — в 1896—1913 (почти ежегодно). Г. — один из крупнейших пианистов мира. Его игра при безупречном мастерстве и техническом блеске отличалась сочетанием классической ясности с романтической поэтичностью.

Репертуар Г. Был исключительно обширен. С особенным успехом исполнял пьесы Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Шуберта — Листа, а также Мошковского. Автор музыкальных сочинений, главным образом салонных пьес. Написал книгу о фортепианном исполнительстве, содержащую воспоминания об А. Г. Рубинштейне — «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» (1915, рус. Пер. 1961). Лит. Коган Г. Иосиф Гофман, «Советская музыка», 1956, № 12. Его же, Вопросы пианизма. Избр. Статьи, М., 1968. Баринова М. Н., Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони, М., 1964. IIIГо́фман (Hoffmann) Курт (р.12.11. 1910, Фрейберг), немецкий кинорежиссёр (ФРГ). В кино с 1931, с 1938 выступает как режиссёр. Поставил несколько развлекательных фильмов. В 50—60-х гг. Г., творчески используя приёмы политического кабаре, мюзик-холльных ревю и кинооперетт, создал сатирические музыкальные фильмы в форме пародийно-гротескного эстрадного обозрения — «Мы вундеркинды» (1958.

Золотая медаль на 1-м Международном кинофестивале в Москве) или феерические кинооперетты — «Привидения в замке Шпессарт» (1961. Премия за лучшую кинокомедию на 2-м Международном кинофестивале в Москве) и др. Его фильмы отмечены антифашистской направленностью, в них разоблачается античеловеческая сущность фашизма. Снял фильм «Дом на Карпфенгассе» (1964, кино- и телевизионный вариант). Г. Поставил фильмы-экранизации. «Фокус-покус» (1953, по К. Гёцу), «Признания авантюриста Феликса Крулля» (1957, по Т. Манну), «Брак господина Миссисипи» (1961, по Ф. Дюрренматту). За выдающееся кинематографическое мастерство Г. Присуждена премия им. Э. Любича (1958). Поставил также фильмы. «Фанфары любви» (1951), «Харчевня в Шпессарте» (1958), «Завтра в семь мир ещё будет в порядке» (1968) и др.

Л. Я. Новодворская.IVГо́фман (Hoffmann) Макс (25. 1. 1869, Хомберг, — 8. 7. 1927, Бад-Рейхенхалль), германский военный деятель и писатель, генерал-майор. Окончил Академию Генштаба (1901), служил в разведывательном управлении Генштаба. В 1904—05 в германской военной миссии при 1-й японской армии во время русско-японской войны. В начале 1-й мировой войны 1914—18 генерал-квартирмейстер 8-й армии, в период Восточно-Прусской операции 1914 выступил против отхода за Вислу и в значительной мере способствовал организации разгрома 2-й русской армии. В 1914—16 генерал-квартирмейстер штаба Восточного фронта, с августа 1916 начальник штаба главнокомандующий Восточным фронтом. В декабре 1917 — феврале 1918 был фактическим главой германской делегации во время мирных переговоров с Советской Россией в Бресте.

Занимая резко антисоветскую позицию, был вместе с тем сторонником заключения мира с Россией для достижения победы на Западе. В августе 1918 предлагал начать войну против Советской России. С ноября 1918 главнокомандующий Восточным фронтом. В 1919 пытался организовать германскую военную интервенцию в Россию. С 1920 в отставке. Проявил себя как авантюрист профашистского толка. В своих работах по истории 1-й мировой войны критиковал германское командование за то, что оно якобы упустило победу. Соч. Tannenberg. Wie es wirklich war, В., 1926. В рус. Пер. Война упущенных возможностей, М. — Л., 1925. Записки и дневники. 1914—1918, Л., 1929.VГо́фман (Hoffmann) Фридрих (19.2. 1660, Галле, — 12.11.1742, там же), немецкий терапевт. Учился в Йене, затем у известного английского естествоиспытателя Р.

Бойля. С 1694 профессор клинической медицины в Галле. Находился под влиянием философских взглядов Г. В. Лейбница. В медицинских воззрениях примыкал к ятрофизикам. Г. Развил «динамическое» учение о движении в организме (крови, пищеварительных соков) как основе здоровья и о прекращении движения как причине заболевания. Все силы организма и обусловленные ими процессы, по мнению Г., связаны с материей и проявляются в движении действии, противодействии, сокращения и расширении. «Движения», или «тонус» организма регулируются, по Г., нервным флюидом (эфиром), исходящим из мозговых желудочков. Избыток флюида ведёт к сокращениям, спазму, недостаток — к атонии. Терапия, по Г., сводится либо к успокоению, опорожнению при повышенном тонусе и усиленных движениях флюида, а следовательно, соответствующем состоянии тканей и систем, либо к возбуждению, раздражению при пониженном тонусе и ослабленных движениях флюида.

Г. Широко применял диету, кровопускание, минеральные воды. Ввёл в медицинскую практику ряд новых лекарств (гофманские капли, эликсир Гофмана «бальзам жизни»). В 18 в. Система Г. Была популярна среди медиков многих стран. Соч. Medicina rationals systematica, v. 1—9, Halle, 1718—40. Лит. Гезер Г., Основы истории медицины. Пер. С нем., Казань, 1890.VIГо́фман (Hoffmann) Эрих (25. 4. 1863, Вицмиц, — 8. 5. 1959, Бонн), немецкий дермато-сифилидолог. Окончил Берлинский университет. В 1908—09 профессор в Галле, с 1910 профессор Боннского университета. В 1905 совместно с Ф. Шаудином открыл возбудителя сифилиса — бледную спирохету. Основные работы посвящены изучению экспериментального сифилиса, вопросам его диагностики и лечения, а также изучению некоторых заболеваний кожи.

Соч. Morphologic und Biologic der Spirochaeta Pallida, в кн. Handbuch der Hautund Geschlechtskrankheiten, hrsg. Von J. Ladassohn, Bd l5, Tl 1, B., 1927. Лит. Löhe H., Erich Hoffmann. Zum 85. Geburtstag am 25. April 1953, «Dermatologische Wochenschrift», Bd 127, 1953, S. 409. Boas H., Erich Hoffmann, «Acta dermatologica», 1959, v. 39, № 3.VIIГо́фман Эрнст Карлович (3. 1. 1801 — 23. 5. 1871, Тарту), русский путешественник и геолог. В 1823—26 участвовал в кругосветном плавании О. Коцебу. Читал лекции в Дерптском (1833—36), Киевском (1837—42) и Петербургском (1845—1863) университетах. В 1847 возглавлял экспедицию Русского географического общества на Северный Урал, проводившую исследования также в 1848 и 1850. Экспедиция открыла хребет Пай-Хой, собрала сведения по геологии, растительности, животному миру, этнографии.

В 1853—59 изучал геологию Среднего Урала. Именем Г. Назван ледник на г. Сабля (Урал). Соч. Общая ориктогнозия, или учение о признаках минералов, К., 1840. Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой, т. 1—2, СПБ, 1853—56 (совм. С М. Ковальским). Об гипсометрических отношениях хребта Уральского, пер. С нем., СПБ, 1860.VIIIГо́фман (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (24.1.1776, Кёнигсберг, — 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор, музыкальный критик, дирижёр, художник-декоратор. Сын чиновника. В Кёнигсбергском университете изучал юридические науки. В Берлине с 1816 был на государственной службе советником юстиции. Новеллы Г. «Кавалер Глюк» (1809), «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» (1810), «Дон Жуан» (1813) позднее вошли в сборнике «Фантазии в духе Калло” (т.

1—4, 1814—15). В повести «Золотой горшок» (1814) мир представлен как бы в двух планах. Реальном и фантастическом. В романе «Элексир дьявола» (1815—16) действительность предстаёт как стихия тёмных, сверхъестественных сил. В «Удивительных страданиях одного директора театра» (1819) изображены театральные нравы. Его символико-фантастическая повесть-сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) носит ярко сатирический характер. В «Ночных рассказах» (ч. 1—2, 1817), в сборнике «Серапионовы братья» (т. 1—4, 1819—21, рус. Пер. 1836), в «Последних рассказах» (изд. 1825) Г. То в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и тёмных сил. Неоконченный роман «Житейские воззрение кота Мурра» (1820-22) – сатира на немецкое филистерство и феодально-абсолютистские порядки.

Роман «Повелитель блох» (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии. Ярким выражением эстетических взглядов Г. Являются его новеллы «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», диалог «Поэт и композитор» (1813), цикл «Крейслериана» (1814). В новеллах, а также в «Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера», введённых в роман «Житейские воззрения кота Мурра», Г. Создал трагический образ вдохновенного музыканта Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание. Знакомство с Г. В России началось с 20-х гг. 19 в. В. Г. Белинский, утверждая, что фантазия Г. Противостоит «...пошлой рассудочной ясности и определенности...», в то же время порицал Г. За отрыв от «...живой и полной действительности» (Полн.

Собр. Соч., т. 4, 1954, с. 98). Музыке Г. Учился у своего дяди, затем у органиста Хр. Подбельского (1740— 1792), позднее брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Г. Организовал филармоническое общество, симфонический оркестр в Варшаве, где он служил государственным советником (1804—07). В 1807—13 работал как дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена. Многие свои статьи о музыке печатал в «Альгемайне музикалише цайтунг» («Allgemeine musikalische Zeitung», Лейпциг). Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, Г. Уже на раннем этапе развития романтизма в музыке сформулировал её существенные тенденции, показал трагическое положение музыканта-романтика в обществе.

Он представлял музыку как особый мир («неведомое царство»), способный раскрыть человеку смысл его чувств и страстей, природу загадочного и невыразимого. Г. Писал о сущности музыки, о музыкальных сочинениях, композиторах, исполнителях. Произведения Г. Оказали влияние на К. М. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтические образы Г. Получили воплощение в творчестве Р. Шумана («Крейслериана”), Р. Вагнера («Летучий Голландец»), П. И. Чайковского («Щелкунчик»), А. Ш. Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), Ф. Бузони («Выбор невесты»), П. Хиндемита («Кардильяк») и др. Сюжетами для опер послужили произведения Г. — «Мастер Мартин и его подмастерья», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Принцесса Брамбилла» и др. Г. — герой опер Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана», 1881) и Г.

Лаччетти («Гофман», 1912). Г. — автор первой нем. Романтической оперы «Ундина» (соч. 1813), оперы «Аврора» (соч. 1812), симфоний, хоров, камерных сочинений. Соч. Dichtungen und Schriften, Bd 1—15, Lichtenstein — Weimar, 1924. Poetische Werke, Bd 1—6, В., 1958. Musikalische Novellen und Schriften..., Weimar, 1961. В рус. Пер. — Собр. Соч., т. 1—8, СПБ, 1896—99. Собр. Соч., т. 1—7, М., 1929—30 (не законч.). Новеллы и повести, Л., 1936. Избр. Произведения, т. 1—3, М., 1962. Библиография русских переводов и критической литературы, сост. 3. В. Житомирская, М., 1964. Житейские воззрения кота Мурра..., М., 1967. Лит. Герцен А. И., Гофман, Собр. Соч. В 30 томах, т. 1, М., 1954. Миримский И., Романтизм Э. Т. А. Гофмана, «Уч. Зап. Московского гос. Педагогического института. Кафедра истории всеобщей литературы», 1937, в.

3. Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, П., 1922. Иванов-Борецкий М. В., Э. Т. А. Гофман 1776— 1822, “Музыкальное образование”, 1926, № 3—4. Ферман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн. Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961. Weiner Н. G., Е. Т. A. Hoffmann, Weimar, 1962. Voerster J., 160 Jahre E. T. A. Hoffmann-Forschung 1805—1965, Stuttg., 1967. E. T. A. Hoffmanns Leben und Werk in Daten und Bildern, Fr./M., [1968]. Piana Theo, E. T. A. Hoffmann als bildender Künstler, B., 1954. Moos P., E. T. A. Hoffmann als Musikästhetiker, «Die Musik», 1907, 6 Jg, April, S. 67-84. Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musikschriftsteller, Köln, 1954. С. П. Гиждеу, С. А. Маркус. Э. Т. А. Гофман..

Значения в других словарях
Гофер (род пресмыкающихся)

Гофер (Gopherus), род пресмыкающихся семейства наземных черепах. 1 вид — G. Polyphemus. Г. Отличается невысоким уплощённым панцирем и широкими короткими когтями передних ног. Длина панциря до 34 см. ..

Гофер Андреас

Гофер, Хофер (Hofer) Андреас (22.11.1767, Санкт-Леонхард, — 20.2.1810, Мантуя), национальный герой Тироля, возглавивший освободительное восстание тирольских крестьян 1809 против французских и баварских оккупантов (Тироль в 1805, в ходе наполеоновских войн, был отторгнут Наполеоном от Австрии и передан союзнице Франции Баварии). В апреле 1809 Г., трактирщик, возглавил восстание, план которого был разработан при участии австрийского правительства, стремившегося вернуть Тироль. Победы восставших у ..

Гофман Август Вильгельм

Гофман (Hofmann) Август Вильгельм (8. 4. 1818, Гисен, — 5. 5. 1892, Берлин), немецкий химик-органик. Окончил Гисенский университет. Ученик Ю. Либиха. ..

Гофман Иосиф

Гофман (Hofman) Иосиф (Юзеф) (20.1.1876, Подгуже, близ Кракова, — 16.2.1957, Лос-Анджелес), польский пианист, педагог и композитор. Ученик М. Мошковского и А. Г. Рубинштейна. С 1898 жил в США, в 1924—38 профессор и директор Музыкального института Кёртис в Филадельфии. Концертировал в 1894—1946. В России — в 1896—1913 (почти ежегодно).Г. — один из крупнейших пианистов мира. Его игра при безупречном мастерстве и техническом блеске отличалась сочетанием классической ясности с романтической поэтично..

Гофман

ГОФМАН (Hoffmann) Эрих (1868 - 1959), немецкий дерматовенеролог. Совместно с Ф. Шаудином открыл (1905) возбудителя сифилиса. Труды по диагностике и лечению венерических болезней.. ..

Гофман

Гофман (Hoffmann) Макс (1869-1927). Германский военный деятель, генерал-майор. С сентября 1916 г.- командующий германскими войсками на Восточном фронте. С декабря 1917 г. По февраль 1918 г. Был фактически главой германской делегации во время мирных переговоров с Советской Россией в Бресте. Один из активных деятелей милитаристских реакционных кругов Германии.. ..

Гофман

См. Гоффман.{Венгеров} Гофманпрепод. Повив. Иск. Моск. Мед.-хир. Уч. ХVIII в.{Венгеров} Гофманперев. 1836 г.{Венгеров}. ..

Гофман

ГОФМАН (Hoffmann) Август Вильгельм фон (1818-92), немецкий химик и преподаватель. Был ассистентом Юстаса фон ЛИБИХА, после чего был назначен директором нового Королевского Колледжа Химии в Лондоне. Большая часть его работы посвеящена составляющим каменноугольного дегтя и их производным. Хофман открыл метод, известный как реакция Хофмана, для превращения амидных органических соединений (АМИДЫ) в АМИНЫ. Также открыл МЕТАНАЛЬ (формальдегид). Один из его учеников, Уильям Перкин (1838-1907), создал п..

Гофман

- видный немецкий генерал, бывший начальником штаба на Восточном фронте. Во время брестских переговоров был участником германской мирной делегации. /Т. 3/. ..

Гофман

(Hoffmann, Hofmann), Мельхиор (ум. Ок. 1543) - анабаптист из Юж. Германии, основатель секты мельхиоритов.. ..

Гофман

ГОФМАН (Goffman) Ирвинг (1922-1982) - американский социолог и психолог. Представитель символического интеракционизма, создал свою версию последнего - драматургическую социологию. Ученик Дж.Г. Мида. Известен прежде всего своей первой работой "Я и маски" (1959), созданной на основе развернутого исследования поведения больных шизофренией, а также работами "Стигма" и "Приюты" ("Тотальные институты"). Социальное взаимодействие трактовал не как складывающееся в интерпретационном по своей природе диало..

Гофман

Хофман (Hofmann) Генрих (1824-1911), нем. Живописец академич. Направления. С 1862 работал в Дрездене. Им создан цикл картин и рисунков на евангельские темы. Наиболее известные полотна - "Проповедь Христа на Геннисаретском озере" и "Моление о чаше". Хотя художника упрекали в слащавости, его произведения пользовались большой популярностью во всей Европе, в т.ч. И в России. Копии с его картин часто помещали в рус. Храмах кон. 19 в.. ..

Дополнительный поиск Гофман Гофман

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гофман" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гофман, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 6 символа