Гротеск

101

IГроте́ск (франц. Grotesque, итал. Grottesco — причудливый, от grotta — грот) 1) орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и т. Д.). Г. Были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. При раскопках подземных помещений («гротов») «Золотого дома» Нерона (1 в. Н. Э.) и др. Сооружений. Г. Использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане — в апартаментах Борджа, 1493—94, художник Пинтуриккьо, и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля). 2) Тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

Г. Резко смещает «формы самой жизни», создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории (См. Аллегория)) расшифровки. Г. Свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма Г. Таит в себе многозначительную содержательность. Освящает вольность вымысла, обнаруживает «противоречивое единство» разнородного, разрушает общепринятые предрассудки. Г. — древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Приёмы Г. Присущи комедиям Аристофана и Плавта. К Г. Охотно прибегало средневековое искусство (например, фигуры «химер» на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока — в драме).

Став характерной формой народной культуры (особенно — карнавалов) европ. Средневековья, Г. Выразил стихийно материалистическое и стихийно диалектическое понимание бытия народом. Художественная вершина этого «гротескного реализма» — литература, живопись и театр Ренессанса (например, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана в театре У. Шекспира, итальянская Комедия дель арте, живопись Х. Босха и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ренессансного Г. — отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления. И нового и старого, и умирающего и рождающегося.

Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин. Весёлый, ликующий и — одновременно — насмешливый высмеивающий. Он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирического смеха нового времени. Ренессансный Г. Выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой относительности и вечной «неготовности» бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство исторических перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом. Просвещение с его культом разума и гармонии создало остро сатирический Г., обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтический Г. Выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагическое ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных для личности.

Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством Г. Подчёркивали антиномию эстетического и нравственного (например, у В. Гюго. Высокая человечность обезображенного Гуинплена и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы — «Человек, который смеется»). Немецкие романтики отчётливо различают в гротескном мире «добро» и «зло», разводя их до полного контраста. Вместе с этим они ослабили радостную тональность Г. Смех принял форму иронии (См. Ирония) и Сарказма («Крошка Цахес» и «Повелитель блох» Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью Г. Совершили художественное открытие — душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю «бесконечность» личности. Среди реалистов 19 в. Гротескная образность характерна для Ч.

Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя — художников с весомым романтическим наследием. Смысл Г., однако, обрёл у реалистов большую социально-историческую ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго сатирический Г. — «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного Г. В 20 в. Г. Становится вновь характерной формой искусства, в том числе ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением (Экспрессионизм, Сюрреализм и др.). В модернистском Г. (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в котором правит «оно» — непостижимая и бесчеловечная сила, «безусловная необходимость», превращающая человека в марионетку.

Г. Пронизан «страхом жизни» и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали). Мотивы модернистского Г. Присутствуют в творчестве многих крупных художников 20 в., гротескный мир которых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму («Превращение» и «Процесс» Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло. Живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо). Реалистический Г. (Я. Гашек, Ч. Чаплин, Б. Брехт), выражая социальные коллизии 20 в., историческую «стихию» и могущество зла, сохраняет при этом основные мотивы «гротескного реализма» и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского («Клоп», «Баня»), пьесы-сказки Е.

Л. Шварца («Дракон», «Голый король»), опера-сказка «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда. Как элемент стиля заострённый комический приём Г. Характерен для ряда комический жанров — карикатуры (См. Карикатура), Памфлета, Фарса, буффонады (См. Буффонада), клоунады (См. Клоунада), эксцентрики (См. Эксцентрика) и др. Лит. Луначарский А., О смехе, Собр. Соч., т. 8, М., 1967. Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965. Манн Ю. Б., О гротеске в литературе, М., 1966. Эйхенбаум Б. М., Как сделана «Шинель» Гоголя, в его кн. О прозе, Л., 1969. Kayser W. Das Groteske in Malerei und Dichtung. Hamb., 1960. Piel F., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance, B., 1962.

Н. П. Разин. IIГроте́ск вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без отсечек. Применяется главным образом для набора заголовков в газетах, объявлений, афиш и т. П..

Значения в других словарях
Гротеволь

(Grotewohl) Отто (11.3. 1894, Брауншвейг, — 21.9.1964, Берлин), деятель германского рабочего движения, политический и государственный деятель ГДР. По профессии печатник. Окончил 8-летнюю школу. В 1924—1926 учился в Академии им. Лейбница в Ганновере, в 1926—30 вольнослушатель Высшей политической школы, Высшей коммерческой школы в Берлине и Берлинского университета. Вступил в 1908 в организацию социалистической рабочей молодёжи в Брауншвейге, в 1910 стал её председателем, активно боролся против ми..

Гротеволь Отто

Гротеволь (Grotewohl) Отто (11.3. 1894, Брауншвейг, ≈ 21.9.1964, Берлин), деятель германского рабочего движения, политический и государственный деятель ГДР. По профессии печатник. Окончил 8-летнюю школу. В 1924≈1926 учился в Академии им. Лейбница в Ганновере, в 1926≈30 вольнослушатель Высшей политической школы, Высшей коммерческой школы в Берлине и Берлинского университета. Вступил в 1908 в организацию социалистической рабочей молодёжи в Брауншвейге, в 1910 стал её председателем, активно боролся..

Гротеск (типографский шрифт)

Гротеск, вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без отсечек. ═ Применяется главным образом для набора заголовков в газетах, объявлений, афиш и т. П.. ..

Гротефенд

(Grotefend) Георг Фридрих (9.6.1775, Мюнхен, — 15.12.1853, Ганновер), немецкий филолог, положивший начало дешифровке древнеперсидской клинописи. Свои исследования начал, будучи школьным учителем в Гёттингене. В основу дешифровки взял 2 надписи перс. Царей Ахеменидов. Исходя из повторяемости в этих надписях разгаданного им слова «царь» и опираясь на цепь логических рассуждений, прочел (в 1802) начало первой надписи как «Дарий, царь великий, царь царей, Гистаспа сын, Ахеменид», а начало второй как..

Гротеск

ГРОТЕСК (франц. Grotesque - букв. - причудливый. Комичный), 1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).2) Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или рас..

Гротеск

ГРОТЕСК (французское grotesque, буквально - причудливый. Комичный), 1) орнамент>, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы> (растения, животные>, человеческие формы, маски). 2) Вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Издревле присущ художественному мышлению (про..

Гротеск

(франц. Grotesque, от итал. Grotta - пещера). 1) первоначально означало стенную живопись римлян, состоявшую в фантастическом сочетании людей, животных, растений, зданий и т. П. Подобную живопись находили в засыпанных зданиях древности, под сводами, в гротах. Отчего и произошло самое название. 2) теперь так наз. В искусстве. Все причудливое, фантастическое, выходящее из пределов действительности. В стилистике. Напыщенные, смешные выражения.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав р..

Гротеск

Шарж, карикатура, пародия. ..

Гротеск

Устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур (древней, плакатной, рубленой и др.), характеризующихся отсутствием засечек на концах штрихов и почти одинаковой толщиной элементов букв.. ..

Гротеск

(иноск.) - о произведении искусства (живописном, музыкальном и др.) странном, причудливом, дикообразном, преувеличенном и притом забавном (намек на древнюю стенную живопись в "гротах", т.е. Развалинах дворца Тита)Ср. Grotesque - странный, забавный.Ср. Grotesquo (ит.).Ср. Grotta (ит.) грот = crota (средн.-лат.).Ср. Crypta, ОєПЃПЌПЂП„О· (ОєПЃПЌПЂП„ОµО№ОЅ - скрывать) - крытый ход, свод.. ..

Гротеск

М. Живописное украшенье, по образцу найденных в римских подземельях, из пестрой смеси людей, животных, растений и пр. В арабесках и моресках нет людей, ни животных, ни живых, ни сказочных. | В музыке и мимике гротеском назыв. Все странное, дикообразное и притом забавное.. ..

Гротеск

1. М.1) а) Художественный прием в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов.б) Произведение литературы, живописи и т.п., созданное на основе такого приема.2) Орнамент в виде причудливо, фантастически переплетающихся растений, животных, фигурок людей, масок и т.п.2. М. Устар.Типографский шрифт с равномерной толщиной штрихов.. ..

Гротеск

ГРОТЕ́СК [тэ́], -а. М. [итал. Grotesca]. ..

Гротеск

[тэ], -а, м. В искусстве. Изображение чего-н. В фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. II прил. Гротескный, -ая, ое и гротесковый, -ая, -ое. Гротескный стиль. Гротесковая роль. ..

Гротеск

Гротеска, м. (ит. Grottesco). 1. Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле (искус. Первонач. Название стенной живописи в римских гротах). 2. В знач. Неизмен. Прил. То же, что гротескный (искус.). Стиль гротеск. 3. Название одного из типографских шрифтов (тип.). Набрать заглавие гротеском.. ..

Гротеск

Заимствование из итальянского, где grotesco произведено от grotta – "грот". Слово "гротеск" означает "изображение чего-нибудь в фантастическом, преувеличенном виде" и обязано своим происхождением живописи, найденной в гротах, остатках Золотого дома императора Нерона.. ..

Гротеск

Итальянское – grottesca (настенная роспись).. ..

Гротеск

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА. - Термин Г. Заимствован из живописи. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» (grotte) - подвалах Тита. Рафаэль использовал ее как образец для украшения лож Ватикана, а его ученики - для росписи потолков и стен дворцов. Знаменитый итальянский мастер эпохи Возрождения, Бенвенуто Челлини, гравировал Г. На клинках мечей. Историки, описывающие этот род живописи (Вазари), подчеркивают его фантастически-комический характер - порождение самой безуд..

Гротеск

ГРОТЕ´. ..

Гротеск

- (от итал. Grottesco - причудливый) - вид комического. Нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. Основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Г. Близок к фарсу. Отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. П.(см. Ирония, сатира)) тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет а..

Гротеск

        (франц. Grotesque, итал. Grottesco - причудливый, от grotta - грот), 1) вид орнамента, включающего в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, светильники и пр.). Гротеском были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в XV в. При раскопках подземных помещений ("гротов") "Золотого дома" Нерона (I в.) и других сооружений. Гротески использовались в декоративных росписях эпохи Возрождени..

Гротеск

Назв. Одного из шрифтов (прямой, с линиями одинаковой толщины), широко использ. При оформлении текстов на знаках почт, оплаты в разных странах.. ..

Дополнительный поиск Гротеск Гротеск

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гротеск" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гротеск, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа