Грузовой автомобиль

194

характеризуется грузоподъёмностью, типом кузова, колёсной формулой (См. Колёсная формула) и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъёмностью указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для буксировки прицепов Г. А. Оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк) и быстродействующими соединительными устройствами для световой сигнализации и привода в действие тормозной системы прицепа. По грузоподъёмности Г. А. Делят на следующие классы. Особо малой грузоподъёмности — до 1 т. Малой грузоподъёмности — 1—2 т. Средней грузоподъёмности — 2—5 т (рис. 1). Большой грузоподъёмности — свыше 5 m, особо большой грузоподъёмности (внедорожный автомобиль, рис. 2) — свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями (См.

Весовые ограничения) автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в городах по габаритным ограничениям длина двухосного Г. А. Не должна превышать 11 м и 12 м — автомобиля с количеством осей более двух (автопоезда до 22 м). Ширина — 2,5 м, а высота — 3,8 м. Повышение грузоподъёмности Г. А. Достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные) или применением прицепов (полуприцепов) (рис. 3). В СССР для Г. А. И автопоездов рекомендован ряд грузоподьёмностей. 0,5. 1. 1,5. 3. 5. 8. 10. 12. 14. 16. 25. 40. 60. 100 т. По типу кузова Г. А. Разделяют на автомобили общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами и специализированные — с кузовами специального назначения (Самосвалы, Фургоны, Рефрижераторы и т.

П.). Г. А. И автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. П. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ некоторые Г. А. Оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. Операций. Конструкция Г. А. Характеризуется компоновочной схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами управления (см. Автомобиль). Наиболее распространённые компоновочные схемы Г. А. — «кабина за двигателем» и «кабина над двигателем». Последняя получает всё большее распространение, особенно на Г.

А. Большой грузоподъёмности, т. К. Позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более полного соответствия Г. А. Роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается в нескольких модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно, длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объёмной массой, а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъёмность даже при перевозке легковесных грузов.

Г. А. Особо малой грузоподъёмности (фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей (См. Легковой автомобиль) или на базе их агрегатов и узлов. Г. А. Малой и средней грузоподъёмности имеют обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего сгорания), механическую трансмиссию с одинарной или двойной главной передачей (См. Главная передача), тормоза с гидравлическим или гидропневматическим приводом, подвеску переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без усилителя. На Г. А. Большой и особо большой грузоподъёмности чаще устанавливают дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механические, гидромеханические и электромеханические трансмиссии, тормоза с пневматическим или пневмогидравлическим приводом и тормоза-замедлители (См.

Тормоз-замедлитель), рулевое управление с гидравлическими усилителями. Основные параметры некоторых современных Г. А. Даны в таблице. Параметры грузовых автомобилей ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Параметры | Грузоподъемность автомобиля, т | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | до 1,0 | 1,5  | 3 | 5 | 8 | 12  | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Минимальная площадь  | — | 3000х1900 | 3800х2200 | 4500х2200 | 5200х2200 | 7000х2200 | | платформы, мм |  | | | | | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Погрузочная высота не более, мм | 900 | 1150 | 1200 | 1200 | 1400 | 1400 | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Минимальный дорожный | 175 | 200 | 240 | 260 | 270 | 270 | | просвет, мм |  | | | | | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Интенсивность разгона до скорости | 15 | 15  | 15  | 25  | 25  | 35  | | 50 км/ч, сек |  | | | | | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Максимальная скорость, км/ч  | 110 | 100 | 90  | 90  | 85  | 75  | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Коэффициент собственного веса | 1,25 | 1,15 | 0,8  | 0,7  | 0,65 | 0,65 | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Размеры шины, дюймы (профиль | 6,00—13  | 8,40—15 | 7,00—18 | 7,50—20 | 8,25—20 | 11,00—20 | | шины—диаметр обода)  |  | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ В СССР Г.

А. Выпускаются автомобильными заводами. Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским («Урал»), Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским (БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность). К основным моделям Г. А., выпускаемых отечественными заводами, относятся. Грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъёмность 1 т), ГАЗ-53А (4 т), ЗИЛ-130 (5 т), «Урал-377» (7,5 т), МАЗ-500 (8 т), КАЗ-608 (седельный тягач), КрАЗ-257 (12 т). На их базе выпускается большое количество модификаций (самосвалов, автомобилей с повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.). Белорусский автозавод выпускает карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъёмности БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т), БелАЗ-549 (65 т).

Развитие конструкции Г. А. Идёт по пути наибольшего приспособления к условиям эксплуатации. Для Г. А. Малой и средней грузоподъёмности основное внимание уделяется улучшению манёвренности, интенсивности разгона, снижению погрузочной высоты и др. Для Г. А. Большой грузоподъёмности наблюдается стремление к максимальному повышению грузоподъёмности в пределах существующих весовых ограничений автомобиля, а также обеспечению подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъёмности, чем у самого автомобиля. Совершенствование силовой установки осуществляется применением более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Всё большее распространение получают быстроходные дизели, а на Г. А. Большой грузоподъёмности имеются попытки применить газовую турбину (См.

Газовая турбина). Использование атомной энергии (атомоходы) затруднено из-за необходимости применения сложной физиологической защиты. Некоторое распространение начинают получать автоматические трансмиссии и дизель-электрические передачи с использованием электродвигателей на всех колёсах (мотор-колесо). Это уменьшает загрязнённость воздушных бассейнов городов токсичными веществами продуктов сгорания. Большое внимание уделяется облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения (эффективные тормоза, обзорность, сигнализация), уменьшению трудоёмкости работ по техническому обслуживанию и ремонту и повышению надёжности конструкций. Лит. Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965.

Автомобилестроение СССР, М., 1967. Анохин В. И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968. Островцев А. Н. Основы проектирования автомобилей, М., 1968. Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного транспорта, М., 1968. Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969. Chagette J., Technique automobile, 3 éd., P., 1953. Л. Л. Афанасьев. Грузовые автомобили. Средней грузоподъёмности (ГАЗ-53А). Грузовой автомобиль «Лейланд» (Великобритания) с кузовом «фургон» грузоподъёмностью 18 т. Грузовые автомобили. Седельный тягач (МАЗ-504) с полуприцепом (МАЗ-5245). Грузовые автомобили. Самосвал грузоподъёмностью 27 т (БелАЗ-540). Грузовой автомобиль «Хеншел Гономак» (ФРГ) с низкорамным шасси грузоподъёмностью 2,5 т..

Значения в других словарях
Грузовое судно

судно, предназначенное для перевозки различных грузов. См. Судно.. ..

Грузовое устройство

судна, совокупность приспособлений и механизмов для погрузки, выгрузки и перемещения грузов. Обычно суда оборудуют Г. У. Периодического действия — грузовыми стрелами (См. Грузовая стрела) и кранами, иногда лифтами. Благодаря простоте в эксплуатации на судах распространены Г. У. Со стрелами. Современные суда чаще оборудуют кранами с электро- и гидроприводом. Грузоподъёмность стационарных судовых кранов обычно 5—8 т, иногда 15 т и более, а передвижных — до 30 т. Последние устанавливают на контейн..

Грузовой двор

часть территории ж.-д. Станции, имеющая комплекс сооружений и устройств, предназначенных для приёма, погрузки, выгрузки, сортировки грузов и их краткосрочного хранения. В зависимости от объёма и структуры грузопотока Г. Д. Может быть общего типа и специализированный по роду груза. В комплекс сооружений механизированного Г. Д. Входят закрытые Склады ангарного типа с внутренним вводом ж.-д. Путей, открытые механизированные цехи перегрузки контейнеров и др. Грузов, эстакады (См. Эстакада) и повыше..

Грузовой план

карго-план, схема размещения грузов, перевозимых в грузовых помещениях и на верхней палубе судна. Г. П. Служит руководством при погрузке и разгрузке и преследует цель обеспечить полное использование грузовместимости (См. Грузовместимость) и грузоподъёмности (См. Грузоподъёмность) судна, сохранность грузов при перевозке, удобную и быструю их погрузку и выгрузку, а также достаточную Остойчивость судна, его допустимую осадку, общую и местную прочность корпуса. На Г. П. Указывается наименование гру..

Грузовой Автомобиль

Характеризуется конструктивной схемой, грузоподъёмностью, видом перевозок, колёсной формулой и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). По конструктивной схеме различают одиночные Г. А. И автопоезда (тягач с прицепом, седельный тягач с полуприцепом). По грузоподъёмности Г. А. Делят на след. Классы. Особо малой грузоподъёмности (до 0,5 т), малой (0,5 - 2 т), средней (2 - 5 т), большой (5 - 15 т), особо большой (св. 15. Т - т. И. Внедорожный автомобиль). По виду перевозок ра..

Грузовой автомобиль

автомобиль для перевозки различных грузов или установленного на нём оборудования. Классификация грузовых автомобилей характеризуется их грузоподъёмностью, типом кузова, компоновкой и назначением. По грузоподъёмности грузовые автомобили различают особо малой (до 1 т), малой (1–2 т), средней (2–5 т), большой (5—20 т) и особо большой грузоподъёмности (св. 20 т). Наибольшая грузоподъёмность у карьерных самосвалов. Серийно выпускаются машины грузоподъёмностью 200 т, а экспериментальные образцы имеют..

Дополнительный поиск Грузовой автомобиль Грузовой автомобиль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грузовой автомобиль" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грузовой автомобиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 19 символа