Аллегория
(греч. Allēgoría — иносказание) условное изображение в искусстве отвлечённых идей, которые не ассимилируются в художественном Образе, а сохраняют свою самостоятельность и остаются внешними по отношению к нему. Связь между образом и значением устанавливается в А. По аналогии (например, лев как олицетворение силы и т. П.). В противоположность многозначности Символа смысл А. Характеризуется однозначной постоянной определённостью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь путём истолкования содержащихся в образе явных или скрытых намёков и указаний, т. Е. Путём подведения образа под какое-либо понятие (религиозные догматы, моральные, философские, научные идеи и т. П.). Поскольку в художественном образе всеобщее и особенное нераздельно переплетены друг с другом, А.
Не может исчерпывать содержания образа, даже будучи существенным и необходимым его компонентом. Термин «А.» впервые встречается в трактатах об ораторском искусстве Псевдо-Лонгина и Цицерона. Средневековая эстетика видела в А. Одно из четырёх значений, которыми обладает произведение искусства. Аллегорическое значение наряду с грамматическим (буквальным), моральным и анагогическим (воспитательным). Как специфическая форма художественного образа А. Была подробно рассмотрена в немецкой эстетике 18 — начале 19 вв. (Винкельман, Гёте, Шеллинг, Гегель, Зольгер, Шопенгауэр и др.). В литературе многие аллегорические образы взяты из мифологии и фольклора. На А. Строятся басня, моралите, притча, а также многие произведения средневековой восточной поэзии.
Встречается и в др. Жанрах («Три ключа» А. С. Пушкина, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина). В середине 19 в. Понятие А. Сужается до художественного приёма. См. Троп. В изобразительном искусстве А. (фигуры с постоянными Атрибутами, фигурные группы и композиции, олицетворяющие какие-либо понятия) составляет особый жанр, черты которого заметны уже в античных мифологических изображениях. А. Добродетелей, пороков и т. Д., распространённые в средние века, наполняются гуманистическим содержанием в эпоху Возрождения. Особенно сложными и изощрёнными становятся А. В искусстве маньеризма, барокко и рококо. Классицизм и академизм рассматривали А. Как часть «высокого» исторического жанра (См. Исторический жанр). В современном искусстве А. Уступает место более развитым в образно-психологическом отношении символическим образам (см.
Символ). Лит. Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965, с. 237 — 57. Sgrensen В. А., Symbol und Symbolismus in den asthetischen Theorien des XVIII. Jahrhunderts und der deutschen Romantik, Kbh., 1963. Паоло Веронезе. Аллегория «Слава венчает Достоинство». Фреска в вилле Барбаро-Вольпи в Мазере. Ок. 1561..
Дополнительный поиск Аллегория
На нашем сайте Вы найдете значение "Аллегория" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аллегория, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 9 символа