Дворжак Антонин

118

Дворжак (Dvorak) Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, ‒ 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. Воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т. Н. Кантором). В 1854‒57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фортепиано и органе), в 1857‒58 ‒ в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 ‒ в оркестре «Временного театра». Уже в ранних сочинениях Д. Отразились самобытные черты чешской народной песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотическая тематика кантаты «Гимн» (текст В. Галека «Наследники Белой Горы», соч.

1872, исп. 1873) привлекли к Д. Внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, который высоко ценил творчество Д. И содействовал изданию его произведений. Среди сочинений Д. 1870-х гг. Несколько опер, «Моравские дуэты», «Stabat Mater», 1-я серия «Славянских танцев» для оркестра, которыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом). В 1880-е гг. Им написано большинство крупных произведений. 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры «Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883), оратория «Святая Людмила» ‒ первая в чешской музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые сочинения, 2-я серия «Славянских танцев» (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев.

В 1888 Д. Познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. Началась общественно-педагогическая деятельность Д. (среди учеников ‒ В. Новак, О. Недбал и И. Сук). Д. ‒ почётный доктор философии Карпова университета, член Чешской академии наук и искусств (1890), с 1891 профессор Пражской консерватории, с 1901 ‒ её директор, в 1892‒95 (с перерывом) директор Национальной консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Д. Впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматической 9-й симфонии ‒ «Из Нового Света» (1-е исполнение ‒ Нью-Йорк, 1893). В ней использованы некоторые негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты в сочетании с элементами славянской, чешской песенности.

Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Д. Вслед за Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. Природы и народного быта (циклы из 6 фотепианных дуэтов «Из чешского леса», фортепианные пьесы «Поэтические картины»), сказочные народно-поэтические мотивы (опера «Чёрт и Кача», 1899, симфонические поэмы на сюжеты чеш. Народных сказок и легенд ‒ «Водяной», «Полуденница», «Голубок», 1896, «Богатырская песнь», 1897, и др.). Оперы Д. Составляют основу чешского национального оперного репертуара. Ему принадлежат народные бытовые оперы «Упрямцы» (1874) и «Хитрый крестьянин» (1877). Лирическая опера-сказка «Русалка» (пост. 1901 ‒ одна из популярнейших чеш. Опер). «Якобинец» (пост. 1889). «Дмитрий» (соч.

1882. На сюжет из русской истории, но с идеализированным образом Самозванца). «Армида» по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. Внёс своими симфоническими и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции особенно ярко проявилась в обработках народных славянских (чешских, словацких, сербских, польских, украинских) танцев ‒ «Славянские танцы» (для оркестра и для фортепианного дуэта) и «Славянские рапсодии», в которых отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. Связи со славянской песенно-танцевальной музыкой ощущаются и в многочисленных камерно-инструментальных ансамблях (в т.

Ч. Трио «Думки»). Ярко национальные по колориту сочинения Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танцевального чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки. Многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Международных фестивалях «Пражская весна» проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собрание музыкальных сочинений издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в начала 1970-х гг.). Д. Принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в т. Ч. Месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896‒97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фортепиано (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли.

Фортепиано пьесы, хоры, песни. Лит. Неедлы 3., А. Дворжак, «Советское искусство», 1941, 11 сент. Бэлза И., Антонин Дворжак, М. ‒ Л., 1949. Его же, Последняя симфония Дворжака, «Музыкальная жизнь», 1969, № 6. Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М., 1960. Лушина Я., Дворжак, Л., 1961. Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. Ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. С чеш.], М., 1964. Антонин Дворжак. Сб. Статей, М., 1967. Šourek О., Život a dílo Antonína Dvořáka, sv. 1-4, Praha, 1954‒57. Hughes G., Dvořak. His life and music, N. Y., 1967. И. Ф. Бэлза..

Значения в других словарях
Дворецкий

1) в Русском Государстве 15—17вв. Глава дворцового управления. С 17 в. — придворный титул. 2) Управляющий хозяйством в помещичьих имениях и городских помещичьих особняках в России 18 — начала 20 вв. ..

Дворжак

IДво́ржак (Dvorak) Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, — 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. Воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т. Н. Кантором). В 1854—57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фортепиано и органе), в 1857—58 — в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 — в оркестре «Временного театра». Уже в ранн..

Дворжак Макс

Дворжак (Dvorak) Макс [24.6.1874, Раудниц, Австро-Венгрия, ныне Роуднице, Чехословакия, ‒ 8.2.1921, замок Грусбах (Грушовани) близ Зноймо, Чехословакия], австрийский историк искусства, чех по национальности. Учился в университетах в Праге и Вене. С 1902 преподавал (с 1909 профессор) в Венском университете. Член венской АН, представитель т. Н. Венской школы искусствознания. В своих трудах, посвященных главным образом искусству средневековья, Возрождения, барокко, Д. Мастерски прослеживает и обосн..

Дворище

1) древнерусская форма коллективного землевладения и одновременно сельское поселение родственной группы людей. Термин «Д.» встречается с 12 в. В древнерусских документах, а с 16 в. — в Белоруссии, где Д. Состояло из одного или нескольких «дымов» (дворов). Члены Д. Сообща и общим инвентарём вели хозяйственные работы, а урожай распределяли уравнительно. Первоначально Д. Представляло собой большую семью, которая с течением времени распадалась на малые, а затем превращалась в соседскую общину. Бело..

Дворжак Антонин

(Dvorak, Antonin)АНТОНИН ДВОРЖАК (1841-1904), крупнейший чешский композитор 19 в. Дворжак родился 8 сентября 1841 в деревне Нелагозевес (под Прагой) в семье мясника, владельца постоялого двора. Хотя мальчику было предназначено продолжать отцовское дело, он усердно занимался игрой на скрипке и в возрасте 16 лет отправился в Прагу с целью продолжить музыкальное образование. Там он зарабатывал на жизнь игрой в городских оркестрах. В конце концов он получил место альтиста в оркестре Чешского национа..

Дворжак Антонин

( 8 IX 1841, Нелагозевес, на Влтаве - 1 V 1904, Прага) Самостоятельный талант, образовавшийся принеблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы.Г. ЛарошВ своем последнем инструментальном сочинении - симфонической поэме "Богатырская песнь" (впервые прозвучавшей под управлением Г. Малера), написанной в эпических тонах и по праву считающейся самым потрясающим оркестровым произведением А. Дворжака, композитор запечатлел картину своего нелегкого жизненного пути, с. Подъемами..

Дополнительный поиск Дворжак Антонин Дворжак Антонин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дворжак Антонин" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дворжак Антонин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 15 символа