Демократический социализм
(«Демократи́ческий социали́зм») реформистская теория, согласно которой социализм в современную эпоху, утратив классово-пролетарский характер, превратился в «общедемократическое» течение на базе «примирения» классов, а марксизм-ленинизм в его воплощении в практике социалистического, коммунистического строительства, революционной борьбе рабочего класса стал «ветвью, оторвавшейся от социализма». По своему классовому содержанию «Д. С.» выступает как последовательное выражение антикоммунистических тенденций правого оппортунизма и ревизионизма, как логическое развитие идейных основ правой социал-демократии, порвавшей с традиционными социалистическими программами рабочего движения. Понятие «Д. С.» употреблялось уже в реформистской литературе конца 19 в.
Им обозначалось одно из направлений «государственного социализма» (См. Государственный социализм), отдававшее предпочтение буржуазно-демократическому государству по сравнению с монархическим. С начала 20 в. Правые лидеры социал-демократии выдвигают понимание социализма, противопоставляемое коммунизму. «Д. С.» выступает против диктатуры пролетариата, изображаемой в виде авторитарного государственного коммунизма, попирающего свободу личности, нивелирующего её потребности и способности. Представители «Д. С.» проводят ревизию марксистско-ленинских взглядов на капиталистическое общество. Новые явления в развитии государственно-монополистического капитализма после 2-й мировой войны 1939—45, особенно обусловленные научно-технической революцией, истолковывались как свидетельство «трансформации» капитализма.
К 50-м гг. Оформилась современная доктрина «Д. С.», провозглашающая так называемое «чистое» социалистическое общество, в котором отсутствуют общественная собственность на средства производства, власть трудящихся при руководящей роли рабочего класса и его политического авангарда, марксистско-ленинская идеология. По мысли теоретиков «Д. С.» [Б. Каутский (Австрия), X. Гейтскелл, Дж. Коул, А. Кросленд, Г. Ласки, Г. Моррисон, Дж. Стрейчи, М. Филлипс (Великобритания), Н. Томас (США), Ф. Штернберг (ФРГ) и др.], социализм, толкуемый как социально-нравственный идеал, применяемый во всех сферах общественной и личной жизни, складывается как результат реформистских мер, призванных в каждый данный момент обеспечить «всё более полную классовую гармонию», «максимально возможное всеобщее благоденствие», «наиболее справедливое распределение национального дохода» и содействовать тем самым «социализации хозяйства» на базе и в рамках буржуазного строя.
Вместо общественной, государственной собственности на средства производства в качестве адекватного базиса «Д. С.» постулируется государственный контроль (частичное и косвенное регулирование экономического развития путём программирования, налогообложения, участия в прибылях и пр.) над «смешанной экономикой», предполагающей наряду с государственно-капиталистическими предприятиями сохранение частнохозяйственного капитализма и конкуренции при господстве монополий. Согласно доктрине «Д. С.», контроль буржуазного государства над экономикой представляет социалистическую меру при соответствующей «демократической процедуре» этого контроля. Выработка её ставится в зависимость даже не столько от завоевания большинства в парламенте, сколько прежде всего от «этического обновления», достижения «общего согласия» о проведении реформ, при сохранении различий в мировоззрении, терпимости ко всем (исключая коммунизм) взглядам.
Во Франкфуртской декларации (июль 1951) Социалистический интернационал, порвав уже не только по существу, но и формально с марксизмом, провозгласил «Д. С.» своей официальной доктриной, призванной дать единственно возможное решение социальных проблем для стран, прежде всего с высокоразвитой экономикой. В качестве задачи на 70-е гг. Партии Социнтерна выдвинули достижение «социальной демократии». Идеи «Д. С.» широко используются для защиты капитализма в странах монополистического капитала, для нападок на практику социалистического строительства, для маскировки попыток реставрировать капитализм в социалистических странах. Термин «Д. С.» — ненаучен, поскольку он предполагает в качестве надстройки социализма систему буржуазной демократии и, с др.
Стороны, допускает возможность недемократического устройства при социализме. На деле же построение социализма возможно лишь в условиях диктатуры пролетариата и социалистической демократии, составляющей неотъемлемый его признак и необходимый фактор реализации его принципов. Лит. Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 27. Его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34. Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий (Сборник материалов), Прага, 1969. Шарки Л. Л., Социализм в Австралии. Точка зрения коммунистов на «демократический социализм», пер. С англ., М., 1958. Критика современных буржуазных, реформистских и ревизионистских экономических теорий, М., 1960.
Идеология современного реформизма, М., 1970. Коул Д. Д. Г., Капитализм в современном мире, пер. С англ., М., 1958. Берне Э., Теория и практика правых лейбористов, пер. С англ., М., 1962. Thomas N., Democratic socialism, N. Y., 1953. Strachey J., Contemporary capitalism, L., 1956. Crosland С. A. R., The future of socialism, L., 1957. Sozialdemokratie in Europa, Hrsg. H. Wehner, Hannover. 1966. Е. Г. Панфилов.
Дополнительный поиск Демократический социализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Демократический социализм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Демократический социализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 25 символа