Додекафония

113

(от греч. Dódeka — двенадцать и phоnе — звук. Буквально — двенадцатизвучие) метод сочинения музыки, возникший в процессе развития атонализма (см. Атональная музыка). Один из путей к современному Авангардизму. Первые попытки создания музыкальных произведений по принципу Д. Были сделаны австрийским композитором Й. Хауэром в 1910-х гг. Полностью метод Д. Разработал и ввёл в практику австрийский композитор А. Шёнберг (5 фортепианных пьес опус 23, 1923). Сущность метода Д. Состоит в том, что составляющие произведение мелодические голоса и созвучия производятся из так называемой серии (ряда. Нем. — die Reihe) — определённой последовательности 12 звуков различной высоты. Серия включает все тона хроматического звукоряда, ни один из которых в ней не повторяется.

Она представляет избранный для данного сочинения комплекс интервалов, составляющий его «интонационную основу». Серия применяется в различных формах (модусах). В основном виде, в ракоходном варианте, обращении (инверсии), ракоходном обращении. Каждый модус может быть изложен от каждой из 12 ступеней высотной системы. Т. О., всего звуковых форм может быть до 48. При сочинении музыки композитор по своему желанию выбирает те или иные группы звуков различных модусов серии для мелодии, контрапунктирующих голосов, аккордов. Введение каких-либо сочетаний звуков, не являющихся производными серии, не допускается. Некоторые композиторы, не отказывающиеся от ладотональной основы музыки, применяют технику Д. В отдельных эпизодах своих произведений.

См. Также Серийная техника, Пуантилизм. Лит. Тильман И., О додекафонном методе композиции, «Советская музыка», 1958, № 11. Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб. Музыка и современность, в. 6, М., 1969. Hauer J., Vom Wesen des Musikalischen. Ein Lehrbuch der Zwölftonmusik, W., 1920. Schönberg A., Style and idea, N. Y., [1950J. Křenek E., Zwölftonkontrapunkt-Studien, Mainz, 1952. Jelinek H., Anleitung zur Zwölftonkomposition, Bd 1—2, W., 1952—58. Perle G., Serial composition and atonality, 2 ed., Berk.—Los Ang., 1968. Ю. H. Холопов.

Значения в других словарях
Доде

(Daudet) Альфонс (13.5.1840, Ним, — 15.12.1897, Париж), французский писатель. Сын фабриканта. В 1858 опубликовал сборник стихов «Влюблённые». Книга рассказов и очерков о Провансе — «Письма с моей мельницы» (1869) — принесла Д. Литературную известность. В 70-е гг. Д. Сблизился с возглавляемой Э. Золя натуралистической школой (правда, не причисляя себя сам к натуралистам) и создал проникнутые острой критической тенденцией романы. «Фромон младший и Рислер старший» (1874), «Набоб» (1877), «Короли в ..

Доде Альфонс

Доде (Daudet) Альфонс (13.5.1840, Ним, ‒ 15.12.1897, Париж), французский писатель. Сын фабриканта. В 1858 опубликовал сборник стихов «Влюблённые». Книга рассказов и очерков о Провансе ‒ «Письма с моей мельницы» (1869) ‒ принесла Д. Литературную известность. В 70-е гг. Д. Сблизился с возглавляемой Э. Золя натуралистической школой (правда, не причисляя себя сам к натуралистам) и создал проникнутые острой критической тенденцией романы. «Фромон младший и Рислер старший» (1874), «Набоб» (1877), «Коро..

Додекаэдр

(от греч. Dódeka — двенадцать и hédra — грань) один из пяти типов правильных Многогранников. Д. Имеет 12 граней (пятиугольных), 30 рёбер, 20 вершин (в каждой вершине сходятся 3 ребра). Если а — длина ребра Д., то его объём Рис. К ст. Додекаэдр.. ..

Додома

(Dodoma) город в Танзании, административный центр провинции Додома. 24 тыс. Жителей (1967). Железной дорогой связан с Дар-эс-Саламом. Виноделие, производство касторового масла. Первичная обработка с.-х. Продукции (шкур, арахиса). ..

Додекафония

ДОДЕКАФОНИЯ (от греч. Dodeka - двенадцать и phone - звук) - метод сочинения музыки, возникший в 20 в. Разработан австрийским композитором А. Шенбергом. Музыкальная ткань произведения, написанного в технике додекафонии, выводится из т. Н. Серии (ряда, нем. Die Reihe) определенной последовательности 12 звуков различной высоты, включающей все тоны хроматического звукоряда, ни один из которых не повторяется.. ..

Додекафония

ДОДЕКАФО́НИЯ [дэ], -и. Ж. [от греч. Dōdeka - двенадцать и phōnē - звук, голос] Муз. Метод музыкальной композиции, основанный на утверждении абсолютного равенства двенадцати тонов хроматической гаммы и отрицании ладовых связей.. ..

Додекафония

(от греч. Dodeka - двенадцать и ponn - звук, букв. - двенадцатизвучие) - способ сочинять музыку, пользуясь "двенадцатью лишь между собой соотнесёнными тонами" ("Komposition mit zwцlf nur aufeinander bezogenen Tцnen", А. Шёнберг), один из видов совр. Муз. Техники. Возник в процессе развития атональной музыки. Известны разл. Роды додекафонной техники. Из них наибольшее значение приобрели методы Шёнберга и Й. М. Хауэра.Сущность шёнберговского метода Д. Состоит в том, что составляющие данное произве..

Додекафония

(от греч. - звук, букв. - двенадцатизвучие) - способ сочинять музыку, пользуясь двенадцатью лишь между собой соотнесенными тонами (А. Шёнберг), один из видов современной музыкальной техники, возник в процессе развития атональной музыки. В основе додекафонного сочинения лежит серия, состоящая из 12 неповторяющихся звуков, порядок которых строго определен.. ..

Дополнительный поиск Додекафония Додекафония

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Додекафония" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Додекафония, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 11 символа