Духовно-историческая школа
(культурно-философская школа) в литературоведении, возникла в конце 19 в. В Германии как реакция на позитивистские (в том числе культурно-исторические и историко-филологические) методы и как стремление к синтезу духовно-исторического и психологического истолкования литературы. «Единство времени и нации, — писал её родоначальник В. Дильтей, глава “исторической” ветви философии жизни (См. Философия жизни), — которое мы называем историческим духом, возникает впервые благодаря могуществу и власти гения. В этой точке можно связать историческое с психическим» (цитируется по ст. «О принципах методологии литературоведения», см. «Философские науки», 1967, №3, с. 109). Слитность «исторического» и «психического» — в «переживании» (единство рассудка, воли, чувства) художника.
Переживание, объективируясь посредством поэтической формы, претворяется в целостную духовную реальность (с органической взаимообусловленностью содержания, материала, формы и предмета) и вместе с тем — в истину, наглядно открывающуюся впервые не только воспринимающему, но и самому художнику-творцу. Художественное произведение наиболее адекватно (в сравнении даже с гуманитарными науками — «науками о духе») постигает жизнь. Оно включает как общие свойства эпохи, так и прежде всего неповторимую душевно-духовную целостность индивида, как доступный «пониманию» «объективный дух», так и неизъяснимую «последнюю тайну» жизни. Истолкование (по Дильтею «понимание») произведения возможно только через «сопереживание», «вчувствование».
Но и «понимание», выражаемое посредством описательной психологии или философских понятий, никогда не исчерпывает всего смысла произведения, таящего в себе также иррациональную стихию. Подобно самоценности духовного мира личности, Д.-и. Ш. Утверждала самоценность и целостность каждого культурно-исторического образования (принцип «равноправия эпох»). Расцвет школы, воспринявшей ряд эстетических идей Романтизма, приходится на 1-ю треть 20 в. (Дильтей, «Переживание и творчество», 1906. Р. Унгер, «Философские проблемы нового литературоведения», 1908. Ф. Гундольф, «Гёте», 1916. Труды Э. Шпрангера, Ф. Штриха, Э. Эрмантингера, Х. А. Корфа. В Венгрии — Д. Секфю, Т. Тинемана, А. Серба). Унгер прослеживает в литературе судьбу философских идей (свобода и необходимость, дух и природа, любовь и смерть).
Гундольф, склоняясь к бергсонианству (см. А. Бергсон), усматривает в поэзии не реакцию на действительность, а высшую форму действительности, развивающуюся по духовно-имманентным законам. «Переживание» и «творчество» поэта не обособлены, как полагал Дильтей, а едины. Образ поэта надо воссоздавать на основе лишь его художественных произведений. Но поскольку художественный мир до конца не постигаем, то итог исследования («образ поэта») в равной мере можно воспринимать и как объективную истину, и как миф. Отстаивая первостепенность «переживания» в искусстве и его связь с мировоззрением эпохи («объективным духом»), Д.-и. Ш. Пренебрегала социально-классовыми мотивами «переживания». Развивая принцип «историзма» (в том числе применительно к смене художественных стилей и форм), она избегала выяснять закономерности исторического процесса, склоняясь к иррационализму и скептицизму.
«История духа» как школа закончилась в 30-е гг. Но её принципы широко использует современное западное литературоведение, в том числе экзистенциалистское. Её традицию продолжает «Deutsches Vierteljahrschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte» (Stuttg., с 1923). Лит. Жирмунский В. М., Новейшие течения историко-литературной мысли в Германии, в сб. Поэтика, в. 2, Л., 1927. Хорват Б., О принципах методологии литературоведения в «истории духа», «Философские науки», 1967, № 3. В. И. Масловский.
Дополнительный поиск Духовно-историческая школа
На нашем сайте Вы найдете значение "Духовно-историческая школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Духовно-историческая школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 26 символа