Единство и борьба противоположностей

153

всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий и как закон её познания, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними. Характеристика всякого объекта как подчинённого закону Е. И б. П. Указывает на источник всеобщего движения и развития не где-то вне его самого, не в метафизических или сверхъестественных силах, а в самом объекте, в его самодвижении и развитии.

Этот закон ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её исторического становления. Закон Е. И б. П. Снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы существования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей. Например, в биологической эволюции именно путём Е. И б. П. Наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.

В физических процессах именно Е. И б. П., выступающие, например, как корпускулярные и волновые свойства, объясняют природу света, более того, это явилось почвой для «драмы идей» в физической науке, где противоборство корпускулярной и волновой теорий и их синтез характеризовали её прогресс. Простейшее выражение Е. И б. П. В товарно-капиталистическом мире — это потребительная стоимость и стоимость. Наиболее развитые противоположности капитализма — рабочий класс и буржуазия. Капиталист выступает как персонификация капитала, как «. Порождение труда, враждебное труду» (Маркс К., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 307). Относительно внешняя сторона Е. И б. П. Состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т.

П. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление, в силу своей ограниченности (см. Рассудок (См. Рассудок и разум)) познаёт только эту, внешнюю сторону Е. И б. П. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизическими концепциями дуалистически — как вечные мировые абсолюты («свет» и «тьма», абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия (см.

Противоречие) и разрешение через борьбу. «Диалектика есть учение о том,. Как бывают. Тождественными противоположности...» (Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29, с. 98). С точки зрения разумного диалектического мышления (см. Разум) действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфических противоположностей (например, нового и старого, традиционного и творческого и т. П.). В истории философии первоначально сложилось представление о повсеместном сцеплении крайностей, об их чередовании и замещении друг другом, о том, что они «сходятся». Из этого представления выросла концепция поляризма (например, у Лао-цзы, в пифагореизме), которая в иных формах воспроизводится и в ряде школ нового и новейшего времени (Ф.

В. Шеллинг, А. Уайтхед, органицизм). Собственно диалектика зарождается там, где вскрывается проблема противоречия — сначала противоречие обнаруживается в виде образа — «гармония лиры и лука» (Гераклит) или апории (См. Апория). Из античных философов наиболее развёрнуто рассматривал диалектику Е. И б. П. Платон. В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Дж. Бруно. В новое время И. Кант создал учение об Антиномиях, И. Фихте — учение о диалектике в деятельности «Я», Гегель — учение о Е. И б. П. Как содержательно-логическом принципе. Последнее — одна из важнейших исторических предпосылок марксистской диалектики. В современной буржуазной философии преобладают две тенденции. У позитивистов противоположности сводятся к полюсам, а их отношение — к взаимной дополнительности (комплементаризм).

У иррационалистов противоположности заключают якобы принципиально не выразимые познанием или неразрешимые антиномии (трагическая диалектика и т. П.). В маоистской лжедиалектике Е. И б. П. Подменяется мифологическим представлением об извечной всеразрушительной войне между мировыми абсолютами и о фатальном расколе каждого предмета на антагонистические полюсы. Исходя из этого, маоисты находят антагонистические противоречия и в социалистическом обществе. Реформисты и правые ревизионисты, напротив, пропагандируют тезис о примирении противоположностей, что служит методологическим «основанием» для их соглашательства с буржуазией в политике. В марксистской философии Е. И б. П. — фундаментальный методологический принцип. В. И. Ленин считал важным исследовать Е.

И б. П. «. Как закон познания (и закон объективного мира)» (там же, с. 316). Раздвоенность единого на полюсы — лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама «истина есть процесс» (см. Там же, с. 183). Выражение «борьба противоположностей» содержит следующий смысл. 1) всякая органическая система заключает в себе внутреннее противоречие. 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится. 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относительной самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива.

4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме. В обществе развитие совершается как Е. И б. П., присущих процессу, в котором люди (классы и т. П.) делают свою историю. Прогресс материальной и духовной культуры происходит через порождение противоречащих друг другу тенденций, способов деятельности, всё более многообразных способностей, форм общения, теорий, ценностей и т. П. «Сосуществование двух взаимно-противоречивых сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения» (Маркс К., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 136, ср. С. 146). Однако в условиях классовых формаций созидательная диалектика процесса человеческой деятельности скована и изуродована классовым Антагонизмом.

Капитализм, последняя антагонистическая формация, порождает и формирует рабочий класс, призванный исторически в конечном счёте преодолеть мир антагонизмов. Поднимаясь в своём развитии и образовании, рабочий класс всё больше становится творчески-революционной силой, выступающей против всех форм социального гнёта. Он становится способным также «. Сбросить с себя всю старую мерзость...» и создать коммунистическое общество (Маркс К. И Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 70). Марксистское понимание Е. И б. П. Противоречит попыткам абсолютизировать антагонизмы или истолковать их как некое фатальное разрушительное начало в истории. Антагонизм есть лишь ограниченная, преходящая форма отношений между противоположностями. Ложная апология антагонизмов приводит к концепции противоположностей без единства, без общности происхождения.

Закон Е. И б. П. Не совместим ни с субъективизмом, подменяющим конкретные решения проблем предвзятыми абстрактными разграничениями, ни с объективизмом, не проникающим в противоречивость объективных процессов. Борцы за коммунизм видят в Е. И б. П. Философский принцип коммунистического идеала и метод его реализации в истории. Лит. Розенталь М. М., Диалектика «Капитала» Маркса, 2 изд., М., 1967. История марксистской диалектики, М., 1971. См. Также литературу при ст. Антагонизм, Противоречие. Г. С. Батищев..

Значения в других словарях
Единство (газета)

«Единство», газета, издававшаяся группой того же названия в Петрограде. В редакцию входили. Л. И. Аксельрод (Ортодокс), Г. А. Алексинский, Н. В. Васильев, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, Н. И. Иорданский, Г. В. Плеханов. В мае ‒ июне 1914 вышло 4 номера. Вновь газета «Е.» выходила ежедневно с марта по ноябрь 1917, вышло 189 номеров (с декабря 1917 по январь 1918 газета называлась «Наше единство»). Стояла на ультра-шовинистических позициях, отстаивала коалицию с кадетами, выступала против социалистиче..

Единство (группа меньшевиков)

«Единство», группа крайне правых меньшевиков-оборонцев, бывших ликвидаторов, руководящую роль в которой играли Г. В. Плеханов, А. Ф. Бурьянов, Н. И. Иорданский и др. Группа «Е.» возникла в 1914, оформилась в марте 1917. Её организации существовали в Петрограде, Москве, Баку и др. Городах. Издавала в Петрограде газету «Единство». ..

Единство партии

один из коренных принципов революционной марксистской партии, необходимым условием успешной деятельности которой являются организованность, сплочённость и дисциплинированность, опирающиеся на общность задачи борьбы за коммунизм. Основы Е. П. А) марксистско-ленинское мировоззрение (учение о классовой борьбе, социалистической революции, диктатуре пролетариата, строительстве социализма и коммунизма) как общая теоретическая платформа партии рабочего класса. Закрепленная Программой коммунистической ..

Единцы

город (до 1962 — поселок городского типа), центр Единецкого района Молдовской ССР, в 17 км от ж.-д. Станции Редю-Маре (на линии Бельцы — Окница). 12,6 тыс. Жителей (1970). Заводы консервный, винодельческий, маслодельный, деревообрабатывающих станков. Птицефабрика. Разработка ракушечника. Промкомбинат. ..

Единство И Борьба Противоположностей

ЕДИНСТВО И борьба ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ - один из основных законов диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие - борьба (взаимодействие) противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении.. ..

Единство И Борьба Противоположностей

..

Единство и Борьба Противоположностей

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.. ..

Дополнительный поиск Единство и борьба противоположностей Единство и борьба противоположностей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Единство и борьба противоположностей" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Единство и борьба противоположностей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 36 символа