Журнал Русского физико-химического общества

(«Журна́л Ру́сского фи́зико-хими́ческого о́бщества») одно из старейших русских научных периодических изданий. Издавался с 1869 под названием «Журнал Русского химического общества» в Петербурге. С 1873 (с 5-го тома) получил название «Журнал Русского химического общества и Физического общества при Петербургском университете». В 1878 по предложению Д. И. Менделеева оба общества были объединены в Русское физико-химическое общество, в связи с чем с 1879 (с 11-го тома) журнал переименован в «Журнал Русского физико-химического общества». Состоял из двух частей — химической (ЖРХО) и физической (ЖРФО). В 1930 Русское физико-химическое общество было реорганизовано, и издание ЖРФХО закончилось (на 62-м томе). Преемником химической части ЖРФХО стал «Журнал общей химии», физической части — «Журнал экспериментальной и теоретической физики».

ЖРХО был центральным органом, отражающим исследовательскую и научно-общественную деятельность русских химиков. На его страницах впервые были напечатаны труды классиков русской химии, в частности работы Д. И. Менделеева по созданию и развитию периодической системы элементов и А. М. Бутлерова, связанные с разработкой его теории строения органических соединений. Исследования Н. А. Меншуткина, Д. П. Коновалова, В. Ф. Алексеева, Н. С. Курнакова, А. А. Яковкина, В. А. Кистяковского, Л. А. Чугаева в области неорганической и физической химии. В. В. Марковникова, Е. Е. Вагнера, А. М. Зайцева, С. Н. Реформатского, А. Е. Фаворского, В. Е. Тищенко, М. И. Коновалова, Н. Д. Зелинского, С. В. Лебедева, А. Е. Арбузова в области органической химии. За период с 1869 по 1930 в ЖРХО было опубликовано 5067 оригинальных химических исследований, печатались рефераты, обзорные статьи по отдельным вопросам химии, переводы наиболее интересных работ иностранных химиков.

Редакторами ЖРХО были. В 1869—1900 — Н. А. Меншуткин, в 1901—30 — А. Е. Фаворский. Имеются алфавитные указатели ко всем томам. ЖРФО состоял из двух разделов. В 1-м публиковались оригинальные работы, во 2-м — рефераты. С 1906 2-й раздел стал составляться из обзорных статей, а с 1907 выделился в полусамостоятельный журнал «Вопросы физики», который издавался до 1918. В ЖРФО впервые были опубликованы работы А. С. Попова об изобретении радио, П. Н. Лебедева о давлении света, исследования Д. С. Рождественского, П. П. Лазарева, Г. Таммана и др.

Журнал русского металлургического общества