Законодательный процесс
порядок деятельности высшего органа государственной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции. Для З. П. В социалистических странах характерны. Чёткая юридическая регламентация. Активное участие общественных организаций трудящихся. Научная обоснованность законопроектов, обеспечивающая отражение ими объективных потребностей общественного развития. Создание в итоге законов, выражающих коренные интересы и подлинную волю народных масс. В СССР З. П. Состоит из 4 стадий. 1) внесение законопроекта в Верховный Совет органом, обладающим правом законодательной инициативы (См. Законодательная инициатива). Этому предшествует тщательная предварительная разработка законопроекта в государственном аппарате, научных учреждениях.
Важнейшие проекты подвергаются всенародному обсуждению. 2) обсуждение законопроекта в Верховном Совете СССР или Верховном Совете союзной (автономной) республики после доклада представителя органа, внёсшего проект. В обсуждении участвуют обычно представители постоянных комиссий Верховного Совета, его депутаты, иногда специалисты, представители общественности. 3) принятие закона путём голосования. Закон считается принятым, если за него голосовало более 1/2 всех депутатов. Конституционный закон принимается квалифицированным большинством (См. Квалифицированное большинство) (не менее 2/3). 4) опубликование принятого закона за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета в официальных органах — «Известиях Советов депутатов трудящихся» и «Ведомостях Верховного Совета СССР».
С опубликованием закона связаны его доведение до всеобщего сведения и его вступление в силу (см. Действие закона). В зарубежных социалистических странах З. П. Строится на аналогичных принципах. В буржуазных государствах З. П. Характеризуется сосредоточением права внесения законопроектов в руках глав государства и правительства. Под их контролем находится по существу и вся законодательная деятельность парламента. Огромную роль в З. П. Играют разного рода парламентские комитеты и комиссии (см. Комиссии парламентские), рассматривающие законопроекты по существу и зачастую предрешающие их дальнейшую судьбу. После принятия закона парламентом следует стадия его санкционирования главой государства, а в некоторых странах (например, во Франции) и стадия промульгации (См.
Промульгация) (т. Е. Решения главы государства об опубликовании закона). Только после этого следует опубликование принятого закона. А. Ф. Шебанов.
Дополнительный поиск Законодательный процесс
На нашем сайте Вы найдете значение "Законодательный процесс" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Законодательный процесс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 23 символа