Зенон Элейский
(Zenon Eleátes) (около 490—430 до н. Э., Элея, Южная Италия), древнегреческий философ. Развивал учение Парменида о едином, отрицая познаваемость чувственного бытия, множественность вещей и их движения и доказывая немыслимость чувственного бытия вообще. Аристотель считал З. Э. Основателем диалектики (См. Диалектика), так как он одновременно много занимался установлением противоречий и, по-видимому, полагал, что истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений (есть указания на то, что З. Э. Излагал своё учение в диалогической форме). З. Э. Известен знаменитыми парадоксами (Апориями). Аргументы З. Э. Привели к кризису древнегреческой математики, преодоление которого было достигнуто только атомистической теорией Демокрита.
Основная мысль апорий З. Э. (как и Парменида) состоит в том, что прерывность, множественность, движение характеризуют картину мира, как она воспринимается чувствами. Но эта картина недостоверна. Истинная картина мира постигается мышлением. Попытка мыслить множество приводит математику к противоречию. Следовательно, множественность немыслима. То же с мыслимостью движения. Диалектика З. Э. Основывалась на постулате недопустимости противоречий в достоверном мышлении. Появление противоречий, возникающих при предпосылке мыслимости множественности, прерывности и движения, рассматривается как свидетельство ложности самой предпосылки и в то же время свидетельствует об истинности противоречащих ей положений о единстве, непрерывности и неподвижности мыслимого (а не чувственно воспринимаемого) бытия.
Критику аргументов З. Э. С позиций идеалистической диалектики дал Гегель (см. «Лекции по истории философии», т. 9, Л., 1932, с. 231—45). С позиций материалистической диалектики эта критика дана В. И. Лениным (см. Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29, с. 230—33). Апории З. Э. Явились важнейшим этапом на пути развития античной диалектики. Они оказали существенное влияние и на развитие философии в новое время, в частности на философское обоснование математики. Фрагменты в книге. Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker, 9 Aufl., Bd I, B., 1959. Маковельский А., Досократики, ч. 2, Каз., 1915. Лит. Сватковский В. П., Парадокс Зенона о летящей стреле, «Журнал Министерства народного просвещения», 1888, № 4, отд. 5, с. 203—39. Херсонский Н. Х., У истоков теории познания.
(По поводу аргументов Зенона против движения), там же, 1911, №8. Богомолов С. А., Актуальная бесконечность (Зенон Элейский, Ис. Ньютон, Г. Кантор), Л. — М., 1934. Гокиели Л. П., О природе логического, Тб., 1958, с. 32—58. Асмус В. Ф., История античной философии, М., 1965, с. 40—45. Zeno of Elea. A text, with translation and notes by H. D. P. Lee. Camb., 1936. Fränkel H., Wege und Formen frühgriechischen Denkens, Münch., 1955. Grünbaum A., Modern science and Zeno's paradoxes, L., [1968]. А. Ф. Лосев. Зенон Элейский..
Дополнительный поиск Зенон Элейский
На нашем сайте Вы найдете значение "Зенон Элейский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зенон Элейский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 14 символа