Имманентная философия
субъективно-идеалистическое направление в философии, отождествляющее бытие, познаваемую реальность с содержанием сознания и отрицающее существование внешней по отношению к сознанию действительности. К этому направлению относятся немецкие философы В. Шуппе (который в «Теоретико-познавательной логике», 1878, высказал основные идеи И. Ф.), Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др. И. Ф. Выражает позитивистскую тенденцию учения И. Канта, его критической гносеологии в форме, наиболее близкой эмпириокритицизму. В духе Канта И. Ф. Считает, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием, однако, в отличие от Канта (и совпадая с основной тенденцией неокантианства (См. Неокантианство)), И. Ф. Отрицает существование «вещи в себе» (См.
Вещь в себе), т. Е. Объективной реальности, и, таким образом, становится на позиции субъективного идеализма. Поскольку с точки зрения И. Ф. Всё познаваемое находится в сфере сознания, т. Е. Имманентно ему, содержание сознания превращается в единственную реальность. Мир внутренний и мир внешний, субъект и объект — это лишь две сферы, которыми «обладает» душа, это две области «Я», сознания. И. Ф. Продолжает учение швейцарского философа-эмпириокритика Р. Авенариуса о принципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта и объекта) и интроекции (См. Интроекция). Чтобы избежать субъективизма и Солипсизма, грозящих И. Ф., которая признаёт только то, что наличествует в сознании, имманенты, во-первых, утверждают существование других «Я» (что непоследовательно, так как с точки зрения И.
Ф. Запрещается утверждать о чём-либо вне сознания). Во-вторых, часть сторонников И. Ф. Постулирует родовое, или всеобщее, сознание, служащее также критерием объективности и истинности. Вообще для И. Ф., которая претендует на ликвидацию трудностей, связанных с процессом познания субъектом объекта (за счёт ликвидации познаваемого), особенно остро встаёт проблема отличия объективного и истинного от субъективного и иллюзорного. Вместе с тем идея всеобщего сознания порождает ряд новых трудностей (начиная с толкования его природы), из которых многие имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное». Однако признание бога и теологические «выводы» требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И. Ф.
— выхода за пределы гносеологизма в область онтологии и метафизики, перехода от субъективно-идеалистического учения к объективно-идеалистическому. За субъективный идеализм и попытку занять «третью линию» в философии И. Ф. Была подвергнута резкой критике в книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. Полн. Собр. Соч.,5 изд., т. 18). Лит. Борецкая Э., Имманентная философия и трансцендентная метафизика, «Научное обозрение», 1902, №5, 7. Леклер А., К монистической гносеологии, пер. С нем., СПБ, 1904. Шуппе В., Солипсизм, «Новые идеи в философии», 1913, сб. 6. Ремке И., О достоверности внешнего мира для нас, там же. Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960. Ettinger-Reichmann R., Die Immanenzphilosophie, Gött., 1916.
См. Также лит. При статьях Ремке И. И Шуппе В.
Дополнительный поиск Имманентная философия
На нашем сайте Вы найдете значение "Имманентная философия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Имманентная философия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 21 символа