Имманентная философия

106

субъективно-идеалистическое направление в философии, отождествляющее бытие, познаваемую реальность с содержанием сознания и отрицающее существование внешней по отношению к сознанию действительности. К этому направлению относятся немецкие философы В. Шуппе (который в «Теоретико-познавательной логике», 1878, высказал основные идеи И. Ф.), Р. Шуберт-Зольдерн, М. Кауфман, И. Ремке и др. И. Ф. Выражает позитивистскую тенденцию учения И. Канта, его критической гносеологии в форме, наиболее близкой эмпириокритицизму. В духе Канта И. Ф. Считает, что предметный мир не объективно дан, а конструируется сознанием, однако, в отличие от Канта (и совпадая с основной тенденцией неокантианства (См. Неокантианство)), И. Ф. Отрицает существование «вещи в себе» (См.

Вещь в себе), т. Е. Объективной реальности, и, таким образом, становится на позиции субъективного идеализма. Поскольку с точки зрения И. Ф. Всё познаваемое находится в сфере сознания, т. Е. Имманентно ему, содержание сознания превращается в единственную реальность. Мир внутренний и мир внешний, субъект и объект — это лишь две сферы, которыми «обладает» душа, это две области «Я», сознания. И. Ф. Продолжает учение швейцарского философа-эмпириокритика Р. Авенариуса о принципиальной координации (о неразрывном единстве субъекта и объекта) и интроекции (См. Интроекция). Чтобы избежать субъективизма и Солипсизма, грозящих И. Ф., которая признаёт только то, что наличествует в сознании, имманенты, во-первых, утверждают существование других «Я» (что непоследовательно, так как с точки зрения И.

Ф. Запрещается утверждать о чём-либо вне сознания). Во-вторых, часть сторонников И. Ф. Постулирует родовое, или всеобщее, сознание, служащее также критерием объективности и истинности. Вообще для И. Ф., которая претендует на ликвидацию трудностей, связанных с процессом познания субъектом объекта (за счёт ликвидации познаваемого), особенно остро встаёт проблема отличия объективного и истинного от субъективного и иллюзорного. Вместе с тем идея всеобщего сознания порождает ряд новых трудностей (начиная с толкования его природы), из которых многие имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное». Однако признание бога и теологические «выводы» требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И. Ф.

— выхода за пределы гносеологизма в область онтологии и метафизики, перехода от субъективно-идеалистического учения к объективно-идеалистическому. За субъективный идеализм и попытку занять «третью линию» в философии И. Ф. Была подвергнута резкой критике в книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. Полн. Собр. Соч.,5 изд., т. 18). Лит. Борецкая Э., Имманентная философия и трансцендентная метафизика, «Научное обозрение», 1902, №5, 7. Леклер А., К монистической гносеологии, пер. С нем., СПБ, 1904. Шуппе В., Солипсизм, «Новые идеи в философии», 1913, сб. 6. Ремке И., О достоверности внешнего мира для нас, там же. Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960. Ettinger-Reichmann R., Die Immanenzphilosophie, Gött., 1916.

См. Также лит. При статьях Ремке И. И Шуппе В.

Значения в других словарях
Имишли

город (до 1960 — посёлок), центр Имишлинского района Азербайджанской ССР. Расположен на Мильской равнине, на левом берегу р. Аракс (приток Куры). Ж.-д. Станция на линии Алят — Джульфа. 18 тыс. Жителей (1970). Предприятия ж.-д. Транспорта, заводы. Маслосыродельный, железобетонных изделий, кирпичный, асфальтовый. Муганская ГЭС. ..

ИМЛ

см. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. ..

Имманентное

(от лат. Immanens, родительный падеж immanentis — пребывающий в чём-либо, свойственный чему-либо) понятие, означающее внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). Материалистическая диалектика, например, считает, что всем предметам и явлениям имманентны противоположные начала, диалектические противоречия. В истории философии И. Противополагается трансцендентному. И. Как теоретико-познавательная проблема играет важную роль со времени И. Канта, ..

Иммануил Римский

(около 1268, Рим, — около 1330, Фермо) еврейский поэт. Писал на арабском и древнееврейском языках. Жил в Риме, изучал философию, медицину, математику и астрономию. Написал обширные комментарии к Ветхому завету. Под влиянием Алхаризи сложил большое количество Макам. И. Р. — преимущественно лирик, однако многие его стихи и новеллы полны обличительной страсти и едкой сатиры. «Раю ад я предпочел бы», «Учёный диспут с великим грамматиком», «Ад и рай» (подражание «Божественной комедии» Данте). Поэт во..

Имманентная Философия

ИММАНЕНТНАЯ философия - течение в немецкой философии кон. 19 - нач. 20 вв., утверждавшее, что познаваемая реальность находится в сфере сознания, т. Е. Имманентна ему. Имманентная философия единственной реальностью считала содержание сознания. Главные представители - В. Шуппе, Й. Ремке, Р. Шуберт-Зольдерн.. ..

Имманентная философия

Так называется одно из новейших философских направлений, характеризуемое отрицанием какой бы то ни было трансцендентной действительности. С точки зрения И. Фил. Не только все познаваемое, но вообще все мыслимое, как бытие, находится в сфере сознания, т. Е. Ему имманентно. Мысль о существовании чего-то за пределами этого сознания, о какой-то "вещи в себе", недоступной человеческому опыту и познанию, представляет, по мнению И. Философии, философскую фикцию. Положение И. Философии среди современных..

Имманентная Философия

Течение в немецкой философии кон. 19 - нач. 20 вв., утверждавшее, что познаваемая реальность находится в сфере сознания, т. Е. Имманентна ему. Имманентная философия единственной реальностью считала содержание сознания. Главные представители - В. Шуппе, Й. Ремке, Р. Шуберт-Зольдерн.. ..

Имманентная Философия

Филос. Направление, отождествляющее познаваемую реальность с содержанием сознания. Основные идеи И.ф. Высказал В. Шуппе, в дальнейшем их развивали Р. Шуберт-Золь-дерн, М. Кауфман, П. Ремке и др. С т.зр. И.ф. Все познаваемое находится в сфере сознания, является имманентным ему. Содержание сознания оказывается в результате неразрывным единством Я и его объектов, мира внутреннего и мира внешнего.. ..

Дополнительный поиск Имманентная философия Имманентная философия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Имманентная философия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Имманентная философия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 21 символа