Кабельное судно
судно для прокладки подводных (морских, океанских) кабельных линий связи (преимущественно) и электропередачи, а также для подъёма кабелей со дна и их ремонта. Первым К. С. Считают небольшой английский паровой буксир «Голиаф», с которого 28 августа 1850 был проложен первый морской телеграфный кабель через пролив Па-де-Кале. Крупнейшим К. С. 19 в. Был английский пароход «Грейт-Истерн» водоизмещением 32 тыс. Т, построенный по проекту английским инженером И. Брюнеля. «Грейт-Истерн» был использован для прокладки первой серии трансатлантических телеграфных кабелей в период 1865—74. В 60-е гг. 20 в. Кабельный флот мира насчитывал свыше 30 судов, в их числе английский «Монарх» (водоизмещение 12 тыс. Т, год постройки 1946) и «Алерт» (8 тыс.
Т, 1961), французский «Марсель Байяр» (7,1 тыс. Т, 1961), советский «Ингул» и «Яна» (оба по 6,9 тыс. Т, 1963), американский «Лонг Лайнс» (17 тыс. Т, 1962). В трюмах К. С. (см. Рис.), имеющих форму цилиндрических баков, называемых тенксами, витками укладывается до нескольких тысяч км подводного кабеля связи (См. Подводный кабель связи). При прокладке линии связи в специальных помещениях на палубе, называемыми ангарами, закрепляются усилители электрических сигналов. Концы каждой строительной длины кабеля (10—50 км) выводят на палубу и подсоединяют к соответствующему усилителю, т. Е. Монтируют всю подводную магистраль или ту её часть, которую вмещает К. С. До начала прокладки. Для прокладки и подъёма кабеля с целью ремонта служат кабельные машины с электроприводом — одна кормовая и две носовые (правого и левого борта).
Прокладка кабеля с усилителями производится с кормы, а прокладка без усилителей и подъём — с носа К. С. Кабельная машина (лебёдка), развивающая усилие до нескольких сотен кн (десятков тс), имеет натяжное устройство со шкивами диаметром 2—3 м либо гусеничного типа. Последнее предпочтительнее при прокладке кабелей с усилителями в жёстких цилиндрических корпусах. С носа К. С. Выступает кронштейн (крамбол) со шкивами (роульсами) для кабеля и подъёмного троса. Прокладка кабелей на глубины до 5—6 тыс. М ведётся со скоростью до 8 узлов (15 км/ч), при прохождении через кабельную машину усилителя скорость прокладки снижается до 1—2 узлов. К. С. Снабжают аппаратурой непрерывного контроля характеристик прокладываемого или ремонтируемого кабеля и состояния усилителей.
Аппаратурой связи с береговой станцией по прокладываемому кабелю. Устройствами с захватами, т. Н. Грапнелями, для поиска и подъёма кабеля со дна. Буями для временной фиксации поврежденного участка кабеля. Поплавками для выведения кабеля на берег. Устройствами для сращивания концов кабеля. Для прокладки кабеля в реках, озёрах, каналах, прибрежных участках морей и в портах используются обычные грузовые и буксирные суда. Они временно оборудуются лебёдкой для спуска и подъёма кабеля и шкивом большого диаметра на корме (при прокладке кабеля) или на носу (при подъёме кабеля). Лит. Подводные кабельные магистрали связи, под ред. И. С. Равича и Д. Л. Шарле, М., 1971. Д. Л. Шарле. Схема английского кабельного судна «Монарх». 1 — кормовой роульс.
2 — динамометр. 3 — барабан кабельной машины для прокладки кабеля. 4 — натяжное устройство. 5 — направляющие ролики. 6 — натяжные ролики. 7 — группа направляющих роликов. 8 — тенксы. 9 — натяжное устройство. 10 — барабан машины для подъёма и прокладки кабеля. 11 — динамометр. 12 — натяжные ролики. 13 — носовой роульс. 14 — прокладываемый кабель..
Дополнительный поиск Кабельное судно
На нашем сайте Вы найдете значение "Кабельное судно" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кабельное судно, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 15 символа