Классика

115

IКла́ссика (от лат. Classicus — образцовый) Первоначально «классик» — относящийся к первому разряду, «классу», высшей из пяти цензовых категорий, на которые, по преданию, были разделены граждане Древнего Рима. В метафорическом смысле («элита») слово «классики» было впервые употреблено Цицероном, а применительно к литературе — Авлом Геллием (2 в.). Гуманисты Возрождения (См. Возрождение), для которых «избранниками» в области литературы и искусства были все античные писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы и т.п., называли их классиками. Такой же смысл вкладывали в слова «классика», «классики», «классический» представители Классицизма (называя «классиками» и художников своего направления). Науку, изучающую античную культуру на основе чтения и объяснения древних авторов, с 17—18 вв.

Стали обозначать термином «классическая филология» (см. Филология). В эпоху Возрождения начал складываться тип общего среднего образования, в основу которого положено изучение латинского и греческого («классических») языков и античной («классической») литературы — Классическое образование. Тогда же стала зарождаться особая система выразительных средств хореографического искусства — Классический танец. Одновременно распространялось и широкое употребление понятий «классика», «классики», «классический» в значении лучшего, совершенного, образцового, первого в своём роде. Так, классиками стали называть всех выдающихся мастеров литературы и искусства, творчество которых имеет непреходящую ценность не только для национальной, но и мировой культуры (У.

Шекспир, Рафаэль, И. В. Гёте, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.). А под классическим искусством подразумевают не только творения художников древнегреческой классики (См. Классика) 5—4 вв. До н. Э. И Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение) конца 15—начала 16 вв., к которым традиционно прилагается этот термин, но и искусство периодов расцвета в той или иной стране (например, классическая литература 8 в. В Китае, классическая опера 19 в. В России и т.п.). Широкому толкованию классического свойствен и дополнительный смысловой оттенок — показательный, характерный, представительный, типичный. Так, говорят о «классическом французском романе 19 века», имея в виду определяющие для литературы эпохи реалистические произведения Стендаля, О.

Бальзака, Г. Флобера и др. О «классической венской оперетте», подразумевая творчество И. Штрауса-сына, Ф. Легара, И. Кальмана и т.д. Столь же условны термины «классическая манера», «классическая традиция» и т.п. Определение «классический» нередко выступает как синонимичное «зрелому», «завершенному» (К. Маркс в работе «К критике политической экономии» прямо отождествляет «полную зрелость» исторического процесса с «классической формой» последнего — см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 497). Подобное толкование помогает понять содержание терминов Классическая немецкая философия, Классическая буржуазная политическая экономия, Классическая школа уголовного права и др. Термин «классическое естествознание» характеризует уровень науки о природе (общие принципы, систему взглядов, методы исследования) до научной революции 20 в.

— в первую очередь в тех отраслях, где основные представления изменились коренным образом (например, Классическая механика, классическая физика и др.). Слово «классический» может также в равной степени со значением образцового, совершенного содержать в себе значение «первоначальности», «программности», основоположения. В таком смысле, например, говорят о классиках марксизма-ленинизма — К. Марксе, Ф. Энгельсе, В. И. Ленине, о классиках естествознания — И. Ньютоне, Ч. Дарвине, Д. И. Менделееве, И. П. Павлове, А. Эйнштейне и др. Г. В. Ховрина. IIКла́ссика в истории древнегреческого искусства период развития, охватывающий 5 в. До н. Э. И первые три четверти 4 в. До н. Э. Социальной основой искусства К. Была рабовладельческая демократия, утвердившаяся в большинстве греческих полисов, в том числе в Афинах.

В искусстве К. Сложились реалистические художественные принципы, гражданские эстетические идеалы, демократические тенденции. В период К. Получила развитие регулярная планировка городов (архитектор Гипподам), высшей гармоничности и тектонической уравновешенности достигла ордерная система архитектуры (архитекторы Иктин, Калликрат), были созданы образы совершенных людей в единстве их духовной и физической красоты (скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, а также Лисипп, творчество которого связано и с последующим историческим этапом). Принято делить К. На раннюю («строгий стиль», 1-я половина 5 в. До н. Э.), высокую (2-я половина 5 в. До н. Э.) и позднюю (400—325 до н. Э.). См. Также Греция Древняя, раздел Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Лит. Колпинский Ю., Искусство Греции эпохи расцвета, [М.], 1937. Вощинина А. И., Античное искусство, М., 1962. Полевой В. М., Искусство Греции. Древний мир, М., 1970. «Нике, развязывающая сандалию». Рельеф балюстрады храма Нике Аптерос на афинском Акрополе. Мрамор. Около 409 до н. Э. Музей Акрополя. Афины. Т. Н. Мастер Пентесилеи. «Аполлон, закалывающий Тития». Роспись внутренней стороны килика из Вульчи (ок. 455 до н. Э., Музей античного малого искусства, Мюнхен). «Афина, опирающаяся на копьё». Рельеф с афинского Акрополя. Мрамор. Середина 5 в. До н. Э. Музей Акрополя. Афины. Поликлет. «Раненая амазонка». Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Около 440—430 до н. Э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Гефестейон в Афинах, 2-я половина 5 в. До н. Э. «Дельфийский возничий».

Бронза. Около 470 до н. Э. Археологический музей. Дельфы. Пропилеи на афинском Акрополе (437—432 до н. Э., архитектор Мнесикл). Ионическая капитель внутреннего портика. Пропилеи на афинском Акрополе (437—432 до н. Э., архитектор Мнесикл). Общий вид. Эрехтейон в Афинах. 421—406 до н. Э. Деталь фриза..

Значения в других словарях
Класс (в логике)

Класс (в логике), понятие, выражающее совокупность (множество) предметов, удовлетворяющих каким-либо условиям или признакам (иногда различают понятия «К.» и «множество», что бывает связано со специальными вопросами множеств теории. ..

Класс (обществ.)

Класс общественный, см. Классы. ..

Классика (в истории др.-греч. иск-ва)

Классика, в истории древнегреческого искусства период развития, охватывающий 5 в. До н. Э. И первые три четверти 4 в. До н. Э. Социальной основой искусства К. Была рабовладельческая демократия, утвердившаяся в большинстве греческих полисов, в том числе в Афинах. В искусстве К. Сложились реалистические художественные принципы, гражданские эстетические идеалы, демократические тенденции. В период К. Получила развитие регулярная планировка городов (архитектор Гипподам), высшей гармоничности и тектон..

Классификатор

(в обогащении полезных ископаемых) аппарат для разделения смесей минеральных частиц на классы по крупности, форме, плотности. В зависимости от среды, в которой происходит разделение материалов, различают К. Гидравлические и пневматические (воздушные). В зависимости от используемых сил — К. Гравитационные, К. Центробежные и электрические сепараторы. Наибольшее распространение получили мокрые механические К. Для подготовки руд к флотационному обогащению (см. Флотация). Здесь обычно применяются К. ..

Классика

КЛАССИКА (от лат. Classicus - образцовый - первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.. ..

Классика

КЛАССИКА (от латинского classicus - образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.. ..

Классика

-и, ж., собир.. ..

Классика

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Классика

Ж.Произведения классиков (1*1).. ..

Классика

КЛА́ССИКА -и. Ж. Собир. Классические, образцовые произведения литературы и искусства. Русская и зарубежная к. Предпочитать классику. Музыкальная к.. ..

Классика

-и, ж., собир. Произведения классиков (в 1 знач.). Издание классики. Русская оперная к.. ..

Классика

- (от лат. Classicus - образцовый) - ттворения, признанные образцовыми в мировой литературе, например, произведения Сервантеса, Шекспира, Гете, Пушкина, Толстого, Достоевского и др. К. Может быть как национальной (произведения Н.А. Некрасова в России, П. Мериме во Франции), так и имеющей всемирное значение (искусство Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, У. Шекспира, И.-В. Гете и др.). Ср. Беллетристика, массовая литература, китч.. ..

Классика

        (от лат. Classicus - образцовый), период в истории древнегреческого искусства, охватывающий V в. До н. Э. И первые три четверти IV в. До н. Э. Социальной основой искусства классики была рабовладельческая демократия, утвердившаяся в большинстве греческих полисов, в т. Ч. В Афинах. В искусстве классики сложились реалистические художественные принципы, гражданские эстетические идеалы, демократические тенденции. В классике получила развитие регулярная планировка городов (архитектор Гипподам ..

Классика

1. Архитектура античного мира 2. Качественное определение совершенной в своём роде, образцовой архитектуры. ..

Классика

(см. Классик) — стремление к спокойствию, порядку, гармонии, мере. Общепризнанные произведения науки, литературы, искусства, имеющие непреходящее значение для мировой и национальной культуры. Противопоставляется страстности, мрачности, беспорядочности, необузданности, свойственным, например барокко и романтизму. Классическим считается высший период развития античной (греческой) культуры.. ..

Классика

— образцовые, первоклассные образцы, выдающиеся общественно признанные произведения искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.. ..

Классика

Исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам. 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. Может быть охарактеризована как 'философия тождества', видящая мир в качестве целостного единства, открытого для рационального когнитивного усилия, причем продуктом последнего выступает эксплицитно объективированное знание (см. ТОЖДЕСТВА ФИЛОСОФИЯ). По оценке Уайтхеда, для представителей К. Характерно 'инстинктивное убеждение' в том, что у мира '..

Классика

(от лат. Classicus – образцовый, первоклассный) – стремление к спокойствию, порядку, четкости, мере и гармонии. Образцовые, выдающиеся, общепризнанные произв. Литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для нац. И мировой культуры. Противопоставляется страстности, мрачности, необузданности, беспорядочности, свойственным, напр., барокко и романтизму. Классический – отличный, образцовый. Соответствующий высшему периоду развития античной культуры, называемой классической.. ..

Классика

См. Классический период.. ..

Дополнительный поиск Классика Классика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Классика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Классика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа