Антропологическая школа уголовного права

123

одно из направлений в буржуазной теории уголовного права. Возникла в 70-х гг. 19 в. Родоначальник — профессор судебной медицины из Турина (Италия) Ч. Ломброзо (иногда это направление называлось ломброзианством). Ближайшими его последователями были итальянские учёные Э. Ферри и Р. Гарофало. Наибольшее распространение А. Ш. У. П. Получила в период империализма, когда преступность, особенно профессиональная, стала принимать угрожающие размеры. Почти полностью игнорируя социальные условия и причины существования преступности, буржуазные юристы — представители так называемой классической школы уголовного права (См. Классическая школа уголовного права) — заявляли о том, что для борьбы с преступностью достаточно хорошо разработанного уголовного права.

Поскольку стало очевидным, что уголовное право, основывавшееся на теориях классической школы, было не способно сдерживать рост преступности, возникла необходимость в разработке нового подхода к решению указанных проблем. Таким образом, А. Ш. У. П. Явилась определённой реакцией на ограниченный догматический характер классической школы, практически не принимавшей во внимание при решении вопроса об уголовной ответственности личность преступника. Однако, если классическая школа обосновывала зависимость уголовной ответственности только от деяния (концепция т. Н. «уголовного права деяния» — Tatstrafrecht), то А. Ш. У. П. При решении вопроса об уголовной ответственности учитывала лишь личность преступника (концепция т. Н. «уголовного права деятеля», т.

Е. Лица, совершившего преступление,— Taterstrafrecht). Ломброзо сформулировал положение о прирождённом преступнике, согласно которому некоторые лица уже рождаются преступниками и об этом можно судить по их определенным физическим особенностям. Эти особенности внешнего строения человеческого тела — антропологические признаки (отсюда название школы) — определяют психику человека, весь его внутренний мир, в том числе и его преступные наклонности. По мнению Ломброзо, прирождённый преступник унаследовал физиологические, психические и нравственные качества первобытного человека. Сторонники школы, деля прирождённых преступников на 3 типа (убийц, воров и изнасилователей), считали, что убийцы, например, обладают следующими характерными антропологическими признаками.

Стеклянные, холодные глаза, налитые кровью, большой, часто орлиный, загнутый вниз нос, развитые клыки, челюсти и скулы. Помимо особенностей лица, которые Ломброзо считал наиболее значительными для диагностики преступного типа, не отрицалась роль физиологических и нравственных особенностей. Ломброзо и его последователи считали, что прирождённые преступники составляют до 40% общего числа преступников (остальные — случайные преступники). Поскольку прирождённый преступник, по мнению Ломброзо, рано или поздно должен совершить преступление, нужно заблаговременно принять в отношении его соответствующие меры безопасности (а не меры наказания). Такая позиция означала отказ от законности в борьбе с преступностью и в этом прежде всего заключается реакционность А.

Ш. У. П. Антинародная направленность школы особенно проявлялась в её оценках и рекомендациях в связи с революционной борьбой трудящихся. Например, в книге Ломброзо и Р. Ласка «Политическая преступность и революция» (1890) авторы пытались доказать, что революционеры, активные деятели Парижской Коммуны, были прирождёнными преступниками. Чисто биологическими причинами объясняли Ломброзо и его сторонники женскую преступность и проституцию (см. Кн. Ч. Ломброзо и Г. Ферреро, «Женщина — преступница и проститутка», 1893). Под влиянием критики А. Ш. У. П. Претерпевала изменения. Так, со временем Ломброзо перестал считать преступность только атавизмом и выдвинул положение о том, что она обусловливается ещё «нравственным помешательством» и эпилепсией, он стал признавать влияние на преступность некоторых социальных факторов.

В рамках А. Ш. У. П. Возникали новые течения и направления (т. Н. Неоломброзианство), но в целом концепция Ломброзо сохраняла свою биокриминальную сущность. Взгляды последователей А. Ш. У. П. Исключали подлинно научное изучение причин преступности, т.к. Из сферы исследования почти полностью исключались социальные основы преступности — неизбежного явления в условиях эксплуататорского общества. Ряд положений А. Ш. У. П. Нашёл применение в империалистической государствах для борьбы с деятелями революционного демократического и национально-освободительного движения. На положениях А. Ш. У. П., в частности, основывалась и фашистская расовая теория (один из ломброзианцев Э. Ферри стал фашистом). Ломброзианство стало основой биокриминологии. Лит. Решетников Ф.

М., Уголовной право буржуазных стран, в. 2, Классическая школа и антрополого-социологическое направление, М., 1966. Н. А. Стручков..

Значения в других словарях
Антропологизм

философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Сторонники А. Отстаивают либо материалистические, либо идеалистические взгляды. Наиболее значительными представителями материалистического А. Были К. Гельвеций, Л. Фейербах и Н. Г. Чернышевский. Ввёл и универсально обосновал антропологический принцип в философии Фейербах...

Антропологии институт

им. Анучина Московского государственного университета имени Ломоносова, научно-исследовательское учреждение, разрабатывающее основные проблемы антропологии (См. Антропология). Основан в 1922 Д. Н. Анучиным на базе музея и кафедры антропологии. Важное место в проблематике А. И. Занимает изучение конституции человека, его физического развития, динамики морфологических и физиологических особенностей растущего организма, влияния на него различных биологических и социальных факторов. Проводятся иссл..

Антропологические типы

группы людей, объединённых общим происхождением, проявляющимся в общности наследственных физических признаков. В широком смысле А. Т. Являются синонимом человеческих рас. Чаще, однако, под А. Т. Подразумевают мелкие единицы антропологической классификации, относящиеся к одной большой расе (европеоидной, монголоидной, негроидной и т. П.).. ..

Антропологический принцип

см. Антропологизм.. ..

Антропологическая Школа Уголовного Права

Основа на итальянским врачом-психиатром, профессором Чезаре Ломброзо (1835- 1909) во второй половине XIX в. Основная посылка А.ш.у.п. Заключается в том, что преступность - явление не социальное, а сугубо биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения. В своем трехтомном сочинении "О преступном человеке", положившем начало антропологическому учению в уголовном праве, Ломброзо предпринял попытку обосновать теорию врожденного и неисправимого преступника. ..

Антропологическая Школа Уголовного Права

Основа на итальянским врачом-психиатром, профессором Чезаре Ломброзо (1835- 1909) во второй половине XIX в. Основная посылка А.ш.у.п. Заключается в том, что преступность - явление не социальное, а сугубо биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения. В своем трехтомном сочинении "О преступном человеке", положившем начало антропологическому учению в уголовном праве, Ломброзо предпринял попытку обосновать теорию врожденного и неисправимого преступника. ..

Дополнительный поиск Антропологическая школа уголовного права Антропологическая школа уголовного права

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Антропологическая школа уголовного права" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антропологическая школа уголовного права, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 40 символа