Конструктивизм

130

направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусствах, в плакате и искусстве книги, художественном конструировании (См. Художественное конструирование), а также в литературе). Первая организация конструктивистов (А. М. Ган, А. М. Родченко, братья В. А. И Г. А. Стенберги, В. Ф. Степанова и др.) возникла в Инхуке в 1921. Сторонники К., выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические качества таких материалов, как металл, дерево, стекло. В практике К. Частично воплотились в жизнь лозунги производственного искусства (См.

Производственное искусство). Показной роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём видели олицетворение демократичности и новых отношений между людьми. В архитектуре принципы К. Были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга и впервые четко проявились в созданном братьями А. А., В. А. И Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923. Новый внешний облик, в котором выявлена конструктивная основа здания — железобетонный каркас. Чёткий и рациональный план). В 1925 была основана творческая организация конструктивистов — ОСА (Объединение современных архитекторов), печатным органом которой стал журнал «Современная архитектура» (1926—30).

На его страницах было изложено кредо архитектурного К. — т. Н. Функциональный метод, который требовал от архитектора учёта особенностей функционирования зданий, сооружений и комплексов путём создания их рационального плана и оборудования. Наряду с др. Группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, М. Я. Гинзбург, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др.) вели поиски новых приёмов планировки населенных мест и принципов расселения, выдвигали проекты перестройки быта (см. Жилище), разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома Советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. Д.). Однако в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (объявление квартиры «материальной формой мелкобуржуазной идеологии», схематизм в организации быта в некоторых проектах домов-коммун, недоучёт природно-климатических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей Дезурбанизма).

Эстетика К. В определённой степени способствовала становлению советского художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Гана и др.) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое заводское изготовление новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники создавали рисунки для тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова), разрабатывали практичные модели рабочей одежды (В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин), создавали оформление выставок (Л. М. Лисицкий). К. Сыграл заметную роль в развитии графики — плаката (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, А. М. Родченко), конструирования книги (новые приёмы использования выразительных возможностей шрифта и наборных материалов в работах А. М. Гана, Л. М. Лисицкого).

В театре вместо традиционных декораций конструктивисты создавали подчинённые задачам сценические действия «станки» для работы актёров, одетых в прозодежду (работы Л. С. Поповой, А. А. Веснина и др. Над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова). Применительно к зарубежным пластическим искусствам термин «К.» в значительной мере условен. В архитектуре он обозначает течение внутри Функционализма, стремящееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из авангардистских течений, использовавшее некоторые формальные поиски раннего советского К. (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер). В литературе конструктивистские тенденции, отвечавшие «левым» требованиям «революции формы» (преобразования языка, стиха, жанров), стимулировались лозунгами ЛЕФа.

(ориентация на «конструкцию материалов» вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или «кинематографичность» в прозе, «агит-поэзию», газетный язык). Как самостоятельное, преимущественно поэтическое течение К. Провозглашен К. Л. Зелинским, И. Л. Сельвинским и А. Н. Чичериным в 1923 (манифест — в их сборнике «Мена всех», 1924). В 1924 оформился Литературный центр конструктивистов (ЛЦК), в котором участвовали наряду с И. Л. Сельвинским и К. Л. Зелинским (теоретик группы) В. А. Луговской, В. М. Инбер, Б. Н. Агапов, Е. И. Габрилович, Туманный (Н. Н. Панов), А. П. Квятковский и др. Организационно примыкал Э. Г. Багрицкий. В теоретических установках К. (в противовес ЛЕФу) признавал суверенные права поэзии, однако закономерности её развития как явления духовной культуры во многом подменялись ориентацией на прогресс «технической оснастки культуры» [например, принцип «грузофикации слова», или «конструкторского» распределения материала.

«максимальная нагрузка потребности на единицу его, т. Е. Коротко, сжато, в малом — многое, в точке — всё» («Мена всех», [сб.], 1924, с. 8), что в крайнем выражении приводило к стилю лозунга и рекламы (опыты А. Н. Чичерина)]. С другой стороны, выражением конструктивной «организованности» явился «локальный принцип» — «конструирование» темы из наиболее сопричастных ей слов и ритмов. В поэтической лаборатории И. Л. Сельвинского авторская речь растворялась в языке перспнажа или описываемой среды (стихотворение «Вор», 1922, целиком на воровском жаргоне), применялась фонетическая транскрипция с обозначением тона для передачи «ритмических соответствий» произношению (например, песенного или плясового лада). Конструктивисты осваивали в поэзии приёмы прозы («инфляция прозы»), особые пласты лексики и др.

(профессиональная речь, жаргоны). Отказываясь от лирических эмоций, предпочитали четко организованную фабульную поэзию, эпические жанры. Но «стиля эпохи», как замышляли, они не создали. В 1930 группа ЛЦК самораспустилась. Роль ЛЦК в советской поэзии определяется не ошибочными теоретическими установками, а самим творчеством входивших в него талантливых поэтов (во главе с И. Л. Сельвинским), оставивших живое поэтическое наследие. Лит. Ган А., Конструктивизм, Тверь, 1922. «Кино-фот», 1922—23. «Современная архитектура», 1926—30. Литературные манифесты (от символизма к Октябрю), М., 1929. Из истории советской архитектуры. 1917—1925 гг. Документы и материалы, М., 1963. Советское литературоведение и критика. Библиографический указатель, М., 1966.

Из истории советской архитектуры. 1926—1932 гг. Документы и материалы, М., 1970. С. О. Хан-Магомедов (введение, архитектура), В. И. Ракитин (художественное конструирование, графика, театрально-декорационное искусство), А. А. Морозов (литература). М. О. Барщ, В. Н. Владимиров, М. Я. Гинзбург, А. Л. Пастернак, Г. А. Сум-Шик. Типовой проект шкафа-кухни. 1928—29. Л. С. Попова. Макет установки для трагического фарса Кроммелинка «Великодушный рогоносец» в Театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве. 1922. Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. Москва. В. Ф. Степанова. Проекты спортивной одежды. Гуашь. 1920-е гг. Собственность В. А. Родченко. Москва. Л. М. Лисицкий. «Ленинская трибуна». Проект. Цветная тушь. 1920—24. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва. А. М. Родченко. Оформление и мебель рабочего клуба, экспонировавшиеся на Международной выставке декоративного искусства в Париже.

1925. Г. Г. Клуцис. «Спорт». Фотомонтаж. 1923. В. А. И Г. А. Стенберги. Экспериментальная конструкция. Металл, стекло. 1919. А. М. Ган. Киоск Всероссийского комитета помощи инвалидам войны… (слева — в подготовленном для работы виде. Справа — в сложенном виде). 1-я пол. 1920-х гг. А. К. Буров. Проект центрального вокзала в Москве. 1925. М. О. Барщ, М. Я. Гинзбург, М. А. Охитович и др. Проект жилого здания («товарищеская коммуна»). 1929. И. И. Леонидов. Проект «Института Ленина» (Института библиотековедения им. В. И. Ленина). 1927. Фрагмент. М. О. Барщ, М. Я. Гинзбург, М. А. Охитович и др. Проект однокомнатной ячейки для «семейного коллектива». 1929. И. А. Глосов. Проект клуба им. Зуева в Москве. 1927. М. Я. Гинзбург. Проект дома акционерного общества «Оргметалл» в Москве. 1926—27. А. А., В. А. И Л. А. Веснины. Проект Дворца Труда в Москве.

1922—23. Н. Д. Колли. Проект трансформаторной станции. 1-я пол. 1920-х гг. Эскизы рисунков для тканей. 1 — В. Ф. Степановой (гуашь, 1924, собрание В. А. Родченко, Москва). 2 — Л. С. Поповой (гуашь, 1924, собрание Д. В. Сарабьянова и Е. Б. Муриной, Москва)..

Значения в других словарях
Конституция СССР 1977

Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и создала Советское государство — государство нового типа, основное орудие защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма. Начался всемирно-исторический поворот человечества от капитализма к социализму. Одержав победу ..

Конституция человека

функциональные и морфологические особенности организма, сложившиеся на основе наследственных и приобретённых свойств и определяющие реактивность организма на различные (в т. Ч. Болезнетворные) воздействия. Строение и функциональные особенности организма у различных людей в какой-то мере могут быть сходными, что позволяет говорить о типах К. Ч. Чаще К. Ч. Определяется по телосложению — совокупности внешних признаков (рост, вес, пропорциональность отдельных размеров тела, степень развития мускула..

Конструктивная логика

логика, развиваемая в соответствии с принципами т. Н. Конструктивного направления (См. Конструктивное направление), отличающимися требованием конструктивности (возможности эффективного построения) объектов, существование которых утверждается в высказываниях (предложениях). См. Конструктивные объекты. Лит. См. При ст. Логика. ..

Конструктивная математика

абстрактная наука о конструктивных процессах, человеческой способности осуществлять их и о их результатах — конструктивных объектах. Абстрактность К. М. Проявляется прежде всего в том, что в ней систематически применяются две абстракции. Абстракция потенциальной осуществимости и абстракция отождествления. Абстракцию потенциальной осуществимости используют, когда отвлекаются от практических ограничений конструктивных возможностей в пространстве, времени и материале. Абстракцию отождествления исп..

Конструктивизм

КОНСТРУКТИВИЗМ - направление в изо-искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока. "конструктивизм социальный", тесно связанный с задачами "социальной инженерии", создания нового человека пут..

Конструктивизм

-а, м.. ..

Конструктивизм

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Конструктивизм

Направление в изо-искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока. "конструктивизм социальный", тесно связанный с задачами "социальной инженерии", создания нового человека путем радикального п..

Конструктивизм

М.Направление в искусстве и литературе XX в., утверждавшее принципы простоты форм и подчеркнутого утилитаризма.. ..

Конструктивизм

..

Конструктивизм

-а,м. Направление в искусстве 20 в., стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм, к обнажению их технической основы. II прил. Конструктивистский, -ая, -ое.. ..

Конструктивизм

Конструктивизма, мн. Нет, м. (искус.). Направление в разных отраслях искусства, стремящееся выразить в произведениях искусства конструктивные, технические свойства материала.. ..

Конструктивизм

КОНСТРУКТИВИЗМ (западный). - Стилевые тенденции К., - оформившиеся после империалистической войны в эстетической программе «К.», - в своем возникновении были теснейшим образом связаны с ростом и развитием финансового капитала и его машинной индустрии. Зарождение конструктивистской теории относится еще ко второй половине XIX в. И непосредственно связано с движением, имеющим своею целью «обновить», согласовать с индустриальной техникой художественную промышленность и архитектуру. Уже тогда Готфри..

Конструктивизм

КОНСТРУКТИВИЗМ. ..

Конструктивизм

        направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роско..

Конструктивизм

Творческое направление инженерно-технических европейской архитектуре 20-х - начала 30-х гг. XX в., представители которого считали конструкцию главным средством архитектурной выразительности, стремились выявить во внешнем облике здания его конструктивную основу и широко использовали бетон и стекло. ..

Конструктивизм

1. В теории восприятия – общее теоретическое положение, характеризующее восприятие и перцептивный опыт как состоящие, по словам Грегори, из "мелькающих фрагментарных отрывков данных, отмечаемых чувствами и извлекаемых из хранилищ памяти, которые сами являются конструкциями, состоящими из отрывков прошлого". Суть всех конструктивистских теорий заключается в том, что перцептивный опыт рассматривается как нечто большее, чем непосредственная реакция на раздражитель. Он рассматривается как сложная "к..

Конструктивизм

Направление в отечественной, в том числе московской, архитектуре 1920-х гг. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, эстетически освоить её логичные, функционально целесообразные конструкции. Центром развития конструктивизма явилось Объединение современных архитекторов (ОСА). В Москве работали архитекторы А.А., В.А. и Л.А. Веснины, М.Я. Гинзбург, П.А. Голосов и др. Они возвели в духе конструкти..

Конструктивизм

(от лат. Constructio - составление, построение) - творч. Направление, получившее развитие в сов. Искусстве 1920-х гг. (преим. В архитектуре, художеств. Конструировании, оформит. Иск-ве) в связи с социальными преобразованиями в обществе, изменениями в технике стр-ва и произ-ва, возникшей потребностью создания новых типов зданий, пром. Изделий и т. Д. Одна из важнейших творч. Задач К. - требование конструктивной и функцион. Оправданности архит., предметных форм. В теоретич. И практич. Деятельности..

Конструктивизм

КОНСТРУКТИВИЗМ. ..

Дополнительный поиск Конструктивизм Конструктивизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конструктивизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конструктивизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 14 символа