Конт
(Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье, — 5.9.1857, Париж), французский философ, один из основоположников Позитивизма и буржуазной социологии. В 1817—22 был секретарём А. Сен-Симона, затем — экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже. Позднее жил на деньги, собираемые его сторонниками. Главные сочинения К., излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду творчества К. (до середины 40-х гг.). Наибольшую известность К. Принёс «Курс позитивной философии» (т. 1—6, 1830—42, рус. Пер. Под названием «Курс положительной философии», т. 1—2, 1899—1900). Позитивизм К. Рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом. По К., ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, «как» они происходят.
В соответствии с этим наука, по К., познаёт не сущности, а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. Развил идею т. Н. Трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отдельного индивида), определяющих, в конечном счёте, всё развитие общества. На первой, теологической стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений. Вторая, метафизическая стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Задача этой стадии — критическая, разрушительная, она подготовляет последнюю — позитивную, или научную, стадию, на которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации. Социология К. Разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития.
Значительное место в системе К. Занимает классификация наук, иерархию которых К. Строил по степени уменьшения их абстрактности или степени увеличения сложности. Основное сочинение К. Второго периода — «Система позитивной политики» (т. 1—4, 1851—54) — проникнуто духом религиозности и мистицизма. В качестве «социальной физики» социология должна, по К., обосновывать научную политику, примиряя принципы «порядка» и прогресса, реставраторские и революционные тенденции. Тем самым социология выступает как «позитивная мораль», относящаяся не к индивиду, а к человечеству. К. Провозгласил создание новой «религии человечества», изображая в деталях её культ, катехизис и т. Д. Социологические и политические идеи К. Были подвергнуты резкой критике К.
Марксом и Ф. Энгельсом (см. Соч., 2 изд., т. 33, с. 138. Т. 39, с. 326—27). Позитивистские идеи К. Получили широкую популярность среди естествоиспытателей 19 в., главным образом благодаря изложению их в соч. Э. Литтре (Франция) и английских позитивистов Дж. С. Милля (См. Милль) и Г. Спенсера. Соч. В рус. Пер. — Дух позитивной философии, СПБ, 1910. [Соч. И отрывки], в сборнике. Родоначальники позитивизма, в. 2, 4, 5, СПБ. 1910—13. Лит. Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1, М., 1961, с. 99—141. Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964. MiII J. S., A. Comte and positivism, 2 ed., L., 1866. Lévy-Bruhl L., La philosophic d'A. Comte, P., 1900. Ostwald W., A. Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914. Mauduit R., A. Comte et la science economique. P., 1929. Reiche K., A. Comtes Geschichtsphilosophie, Tubingen, 1927.
Gouhier H., La vie d'A. Comte, 3 éd., P., 1931. Его же, La jeunesse d'A. Comte et la formation du positivisme, v. 1— 3, P., 1933—41. Lacroix J., La sociologie d'A. Comte, P., 1956. Arbousse-Bastide P., La doctrine de I'éducation universelle dans la philosophic d'A. Comte, t. 1—2, P., 1957. Steinhauer M., Die politische Soziologie A. Comtes, Meisenheim am Glan, 1966. Б. С. Грязнов.
Дополнительный поиск Конт
На нашем сайте Вы найдете значение "Конт" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 4 символа