Арабы
(самоназвание — аль-араб) группа народов, населяющих арабские страны Зап. Азии и Сев. Африки. А. Составляют большинство населения Сирии, Ливана, Ирака, Иордании, Саудовской Аравии, Йемена, Народной Республики Южного Йемена, Омана и Маската, Договорного Омана, Бахрейна, Катара, ОАР, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, Мавритании, Судана. Кроме того, А. Живут в Иране, Турции, Афганистане, Израиле, Индонезии, Эфиопии, Сомали, Республике Чад, Танзании и других странах Вост. Африки. Значительные группы А.-эмигрантов живут в странах Сев. И Юж. Америки, во Франции и др. Общая численность А., включая живущих вне арабских стран, около 96 млн. Чел. (1967, оценка), в том числе в Азии — около 32 млн. И в Африке — около 63 млн. Чел. А. Говорят на арабском языке (См.
Арабский язык). По религии большинство А. — мусульмане-сунниты. Часть А. Принадлежит к другим направлениям ислама [шииты в Ираке, Йемене, Сирии, Ливане. Друзы в Сирии и Ливане. Абадиты (ибадиты) в Сев. Африке], а также к различным направлениям христианства (копты в ОАР, марониты, православные, униаты и др. В Сирии, Ливане, Иордании). Предполагается, что древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, уже во 2-м тыс. До н. Э. Занимали территорию Аравийского полуострова. В 1-м тыс. До н. Э. Возникли первые арабские государственные образования. Пальмира (Тадмор), Набатея и Лихьян — на северной границе Аравии. К 5—6 вв. Н. Э. Относится образование арабских государств Гассан и Лахм (Сев. Аравия), Кинда (Центр.
Аравия). Шёл процесс складывания единого арабского народа. В это время арабское общество находилось на стадии разложения племенного строя, а у оседлых племён начался процесс классообразования. Однако старые патриархально-родовые отношения и племенные связи сохранялись ещё очень долго, а у кочевого и полуоседлого населения — вплоть до нашего времени (в т. Ч. И такие институты, как Кровная месть, Авункулат, Ортокузенный брак и др.). К 5—6 вв. Арабские племена составляли б. Ч. Населения Аравийского полуострова. Проникновение А. В соседние страны особенно усилилось с 1-й пол. 7 в., когда возник ислам и начались Арабские завоевания, в результате которых был создан обширный Арабский халифат, простиравшийся от Индии до Атлантического океана и от Ср.
Азии до Центр. Африки. Завоевание оставило глубокий след в этнической истории многих стран и народов и особенно Сев. Африки, где население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, восприняв язык, религию (ислам) и многие элементы материальной и духовной культуры А., было сравнительно быстро арабизировано. Вместе с тем и А. Восприняли многое из культуры покорённых народов. Сложилась своеобразная Арабская культура, оказавшая большое влияние на мировую культуру. Созданный силой оружия Арабский халифат к 10 в. Распался на отдельные части в результате освободительной борьбы завоёванных народов и роста феодального сепаратизма. В 16 в. Арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Сев.
Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи (см. Турция). Начиная с 19 в. Арабские земли подвергались систематическому ограблению и захвату колониальными государствами. Великобританией, Францией, Италией, Испанией (часть территории Марокко была захвачена Португалией ещё в 15—16 вв.). Но национально-освободительная борьба А. Против колонизаторов никогда не прекращалась. В конце 19 — начале 20 вв. Она особенно усилилась. В 40—60-х гг. 20 в. Мощный подъём национально-освободительного антиимпериалистического движения завершился для большинства арабских стран завоеванием государственной независимости. Подавляющее большинство А. Ведёт оседлый образ жизни, причём значительная их часть живёт в деревнях (феллахи), занимаясь земледелием и садоводством.
В городах большинства арабских стран сложились национальная буржуазия, рабочий класс и интеллигенция. Среди городского арабского населения имеется значительная прослойка ремесленников. Часть А. Сохраняет полукочевое хозяйство, совмещая земледелие с отгонным скотоводством (овцы и козы). Есть и чисто кочевые А., занимающиеся преимущественно верблюдоводством (бедуины). В прошлом важнейшей статьей дохода кочевников было обслуживание караванных путей. В хозяйстве, материальной и духовной культуре А. Разных стран имеются существенные различия. Земледелие у А., как правило, ирригационное. В качестве тягловой силы используются верблюды, ослы, лошади, реже буйволы (Юж. Ирак) или зебу (Вост. Аравия, Хиджаз). В ряде арабских стран (Сирия, Ирак, ОЛР, Алжир, Тунис, Марокко и др.) внедряется современная с.-х.
Техника. Типы традиционных домов в различных областях и странах разнообразны. Распространены дома средиземноморского типа (замкнутый комплекс помещений вокруг внутреннего дворика). В Юж. Аравии — башнеобразные дома в несколько этажей. У крестьянской бедноты преобладают однокамерные постройки с внешним двором. Встречаются, особенно в Юж. Ираке, пальмовые и тростниковые хижины. Кочевое и полукочевое население сохраняет четырёхугольные палатки, сшитые из широких полос шерстяной ткани, а теперь нередко и брезента. В городах европейская одежда всё более вытесняет традиционную белую рубаху, шерстяной плащ и головной платок, почти одинаковые у мужчин и женщин. Женщины носят много металлических и стеклянных украшений — перстни, ожерелья, ушные, иногда и носовые кольца и др.
В Центр. Аравии и частично в Сев. Африке девушки татуируют синей краской лоб и подбородок, а иногда также щёки, губы, грудь, ступни ног. В пище, в зависимости от местности, преобладают ячменный или пшеничный хлеб, пшеничная, просяная, кукурузная или рисовая каша, финики, фасоль, чечевица, горох, у скотоводов — и молочные продукты. Развитие промышленности в арабских странах, оседание кочевников, рост числа с.-х. И городских рабочих — всё это наносит сокрушительный удар по пережиткам родоплеменных и феодальных отношений. В ряде арабских стран (ОАР, Алжир, Сирия) в 60-х гг. 20 в. Осуществлены важные социально-экономические преобразования антикапиталистического характера. Развивается движение за единство арабских народов в борьбе против империализма, за социальный прогресс.
(Об истории, хозяйстве, культуре народов отдельных арабских стран см. В статьях о соответствующих странах.) Лит. Беляев Е. А., Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье, М., 1965. Дьяконов И. М., Народы древней Передней Азии, в кн. Переднеазиатский этнографический сб., т. 1, М., 1958. Крачковский И. Ю. Исторический роман в современной арабской литературе, Избр. Соч., т. 3, М.—Л., 1956. Луцкий В. Б., Проблема арабского единства, «Советская этнография», 1957, № 1. Народы Африки, М., 1954. Народы Передней Азии, М., 1957. Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX — первой трети XX в., М., 1961. Тахир Абдаль-Джалиль, Аль-баду ва ль-ашаир фи ль-биляд аль-арабия (Бедуины и племена в арабских странах), Каир, 1955.
Al'-Arab, в кн. Епсусlopédie de l'Islam, v. 1, P., 1960. Н. С. Луцкая..
Дополнительный поиск Арабы
На нашем сайте Вы найдете значение "Арабы" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Арабы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 5 символа