Кроче
(Croce) Бенедетто (25.2.1866, Пескассероли, близ г. Л'Акуила, — 20.11.1952, Неаполь), итальянский философ-идеалист, историк, литературовед, критик, публицист, политический деятель. Представитель неогегельянства (См. Неогегельянство). В 1902—1920 профессор в Неаполе. В 1903 вместе с Дж. Джентиле начал издание журнала «Critica», который в дальнейшем превратился в орган, содержавший почти исключительно собственные статьи и рецензии К. (с 1944 выходил непериодически как «Quaderni della critica»). К. Был крупнейшим представителем итальянского либерализма. С 1910 сенатор. В 1920—21 министр просвещения. С приходом к власти Муссолини и в период немецкой оккупации Италии противник фашистского режима. В 1943—47 возглавлял воссозданную им либеральную партию.
Мировоззрение К. Сформировалось под влиянием школы неаполитанского гегельянства (Б. Спавента, Ф. Де Санктис). Благодаря А. Лабриоле (См. Лабриола), лекции которого слушал К., он познакомился с марксизмом, однако при наличии интереса к марксистской философии и социологии («Исторический материализм и марксистская экономика», 1901) оставался противником марксизма. Сыграл видную роль в борьбе с позитивизмом в Италии. Становлению собственного учения К. Во многом способствовало изучение философии Дж. Вико. К. Определяет свою философию как «абсолютный идеализм». Дух проявляется в теоретической (логической и эстетической) и практической (этической и экономической) формах. При этом логическое и этическое направлены на всеобщее, эстетическое и экономическое — на частное.
Соответственно философия делится К. На четыре сферы. Эстетику, логику, философию экономики и этику. Связь форм духа описывается К. По принципу так называемой диалектики единства и различия понятий, которой он заменяет гегелевский принцип противоречия. Формы эти связаны попарно в диады, причём первая ступень — эстетическая интуиция — автономна по отношению ко второй — логическому понятию (момент различия), тогда как вторая ступень предполагает первую (момент единства). Ведущую роль в процессе познания К. Отводит интуиции, которая, в отличие от логического мышления, постигает мир в его конкретности, неповторимой индивидуальности. Своё развёрнутое воплощение интуиция получает в бесконечном многообразии произведений искусства.
Поэтому философия интуиции есть эстетика, которую К. Определял как «науку о выражении», отождествляя её с «общей лингвистикой». Сущность поэзии К. Видел в «чистой», или «лирической», интуиции, свободной от логических или моральных заданий. Отсюда поэзию, как незаинтересованное созерцание, К. Противопоставляет «прозе», «литературе», выражающей моральные, интеллектуальные и т. П. Культурные ценности. Т. К. Дух у К. Историчен по своей природе, философия является по существу философией истории, равно как историческая наука, со своей стороны, есть также и философия, поскольку в частном историк познаёт универсальное и осмысляет прошлое, исходя всегда из настоящего. К. Явился основоположником влиятельной «этико-политической» школы в итальянской историографии, будучи одним из крупнейших итальянских историков 20 в., автором многочисленных работ по истории культуры, искусства, общественной жизни и т.
Д., в том числе по истории Италии с 1871 по 1915 и по истории Европы 19 в. Эстетические идеи К. Получили наибольшую известность за пределами Италии и оказали значительное влияние на развитие литературоведения и языкознания (т. Н. Идеалистическая школа в филологии К. Фосслера, Л. Шпитцера и др.). К. Оказал очень большое воздействие на все сферы гуманитарного знания в Италии в первые десятилетия 20 в. Влияние его стало падать в 1940-х гг., в частности благодаря работам итальянских марксистов (А. Грамши и др.), подвергших критике идеалистические концепции К. И его учеников. Соч. Filosofia dello spirito, v. 1—4, Bari, 1927—32. Saggi filosofici, v. 1—14, Bari, 1922—52. Scritti di storia letteraria e politica, v. 1—44, Bari, 1911—54. Scritti varii, v.
1—12, Bari, 1927—63. Epistolario, v. 1—2, Napoli, 1967—69. В рус. Пер.— Исторический материализм и марксистская экономия, СПБ, 1902. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика, ч. 1, М., 1920. Лит. Аббате М., Философия Б. Кроче и кризис итальянского общества, М., 1959. Гарин Э., Хроника итальянской философии 20 в., пер. С итал., М., 1965. Грамши А., О литературе и искусстве, М., 1967. Топуридзе E. М., Эстетика Б. Кроче, Тб., 1967. Эфиров С. А., Итальянская буржуазная философия 20 в., М., 1968, гл. 2. Gramsci А., Il materialismo storico e la filosofia di B. Сгосе, 2 ed., Torino, 1949. Clone E., B. Croce, 2 ed., Mil., 1953. Его же, Bibliografia crociana, [Monza], 1956. Olgiati F., В. Croce e lo storicismo, Mil., 1953. Agazzi E., ll giovane Сгосе e il marxismo, Torino, 1962.
Nicolini F., В. Croce, Torino, 1962. Bausola A., Filosofia e storia nel pensiero crociano, Mil., 1965. Его же, Etica e politica nel pensiero di B. Croce, Mil., 1966. Cinquant' anni di vita intellettuale italiana, 2 ed., v. 1—2, Napoli, 1966. Н. В. Котрелев. Б. Кроче..
Дополнительный поиск Кроче
На нашем сайте Вы найдете значение "Кроче" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кроче, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 5 символа