Ленинградский театр оперы и балета

87

академический им. С. М. Кирова, один из старейших и крупнейших музыкальных театров СССР. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Историю театр ведёт с 1783, когда в Петербурге открылся Каменный (Большой) театр и указом Екатерины II была организована труппа «. Не для одних комедий и трагедий, но и для оперы». Конец 18 — начало 19 вв. — время активного формирования национальной композиторской школы. На сцене театра наряду с иностранными произведениями были поставлены первые оперы русских композиторов Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, М. М. Соколовского, С. И. Давыдова и др. В 1803 оперная и балетная труппы отделились от драматической. Оперную труппу в 1803—40 возглавил К. А. Кавос — дирижёр, педагог и композитор, автор многих опер и балетов, поставленных на сцене театра.

Балетную труппу (в 1801—29. С перерывом в 1811—16) — балетмейстер Ш. Л. Дидло. Ведущее положение занимали певцы П. В. Злов, А. М. Крутицкий, В. М. Самойлов, Е. С. Сандунова и др. И танцовщики Е. И. Колосова, А. И. Истомина, Н. О. Гольц, Е. А. Телешова и др. В 1836 заново отстроенное здание Большого театра было полностью отдано под оперные спектакли. В 1836 театр впервые поставил оперу М. И. Глинки «Иван Сусанин», ознаменовавшую собой рождение русского классического оперного искусства. В 1842 была поставлена его вторая опера — «Руслан и Людмила». В обоих спектаклях раскрылись дарования русских певцов О. А. Петрова и А. Я. Петровой-Воробьёвой. В 1843 в Петербурге была создана итальянская оперная труппа, в связи с чем русская была фактически изгнана и в 1845 переведена в Москву.

Спектакли русской оперной труппы возобновились в Петербурге лишь в середине 50-х гг. На сцене Театра-цирка. После пожара в 1859 здание было перестроено (архитектор А. К. Кавос) и открыто в 1860 под названием Мариинский театр. В 1883—96 здание театра перестраивалось под руководством архитектора В. А. Шрётера. Были реконструированы фасады и интерьеры, добавлен ряд помещений, деревянные конструкции заменены металлическими, улучшена акустика зала и сцены. Подъём освободительного движения в 60-е гг. 19 в., появление крупнейших русских композиторов окончательно определили демократические тенденции русской труппы театра. Были впервые поставлены оперы — «Псковитянка» Римского-Корсакова (1873), «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Пиковая дама» Чайковского (1890), «Князь Игорь» Бородина (1890) и др.

В эти годы в театре выступали певцы — Е. А. Лавровская, И. А. Мельников, Е. К. Мравина, М. А. Славина, Ф. И. Стравинский, М. И. И Н. Н. Фигнеры, Л. Г. Яковлев и др. Музыкальным руководителем и дирижёром (1863—1916) был Э. Ф. Направник. Выдающимся достижением в балетном искусстве стали балеты П. И. Чайковского («Спящая красавица», 1890. «Щелкунчик», 1892. «Лебединое озеро», 1895) и А. К. Глазунова («Раймонда», 1898) в постановке М. Петипа и Л. И. Иванова. В балетной труппе с конца 19 в. Выдвинулись — О. И. Преображенская, А. П. Павлова, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский и др. В конце 19 — начале 20 вв. В театре выступали крупнейшие мастера оперно-исполнительного искусства. Спектакли отличались законченным музыкальным ансамблем. Ведущее место среди исполнителей принадлежало Ф.

И. Шаляпину и И. В. Ершову. На сцене театра пели И. В. Тартаков, И. И. Алчевский, А. М. Давыдов, В. И. Касторский и др., работали дирижёры Ф. М. Блуменфельд, А. Коутс, художники А. Я. Головин, К. А. Коровин и др. Великая Октябрьская социалистическая революция создала условия для подлинного расцвета театра. 9 ноября 1917 театр был передан в ведение Наркомпроса, в 1920 получил название Государственный академический театр оперы и балета. В 1935 ему присвоено имя С. М. Кирова. Коллектив продолжил лучшие традиции, заложенные мастерами театра. 20—30-е гг. Явились периодом сложных исканий верной репертуарной линии. Наряду с возобновленными и новыми постановками произведений классического репертуара, театр ставил оперы и балеты современных зарубежных композиторов.

В конце 20-х гг. На сцене театра появились советские оперы — «Орлиный бунт» Пащенко (1925), «Лёд и сталь» Дешевова (1930), «Броненосец ''Потемкин''» Чишко (1937), «В бурю» Хренникова (1939) и балеты — «Красный мак» Глиэра (1929), «Бахчисарайский фонтан» Асафьева (1934), «Лауренсия» Крейна (1939), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1940) и др. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 театр был эвакуирован в Пермь, возвратился в 1944. Здание театра, частично разрушенное во время артиллерийского обстрела, было восстановлено в 1944 в прежнем виде. В 40—50-е гг. Театр широко ставил произведения советских композиторов, в том числе оперы — «Емельян Пугачев» Коваля (1942, Пермь), «Дуэнья» («Обручение в монастыре») Прокофьева (1946), «Семья Тараса» Кабалевского (1950), «Декабристы» Шапорина (1953), «Мать» Хренникова (1957) и др.

И балеты — «Гаянэ» (1942, Пермь) и «Спартак» (1956) Хачатуряна, «Медный всадник» Глиэра (1949), «Тропою грома» Караева (1958), «Берег надежды» Петрова (1959) и др. В театре в разное время работали. Певцы — Р. Г. Горская, М. О. Рейзен, В. Р. Сливинский, С. И. Мигай, К. Н. Лаптев, Н. К. Печковский, С. П. Преображенская, И. А. Нечаев, И. П. Яшугин. Артисты балета — М. Т. Семенова, Г. С. Уланова, О. Г. Иордан, Н. М. Дудинская, Т. М. Вечеслова, Ф. И. Балабина, К. М. Сергеев, А. Я. Шелест, В. М. Чабукиани, А. В. Лопухов и др. Дирижёры — Е. А. Мравинский, В. А. Дранишников, А. М. Пазовский, Б. Э. Хайкин, Д. И. Похитонов, С. В. Ельцин и др. Режиссёры — С. Э. Радлов, Л. Б. Баратов, И. Ю. Шлепянов, Е. Н. Соковнин и др. Балетмейстеры — Ф. В. Лопухов, Р. В. Захаров, В. И. Вайнонен, Л. М. Лавровский, Б. А. Фенстер, К. М. Сергеев. Среди лучших постановок 60 — начала 70-х гг.

Оперы — «Семен Котко» Прокофьева (1960), «Судьба человека» Дзержинского (1961), «Октябрь» Мурадели (1964), «Оптимистическая трагедия» (1966) и «Анна Снегина» (1967) Холминова, «Волшебная флейта» Моцарта (1966), «Тихий Дон» Дзержинского (1967), «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (1969), «Абесалом и Этери» Палиашвили (1971), «Интервенция» Успенского (1972) и балеты «Легенда о любви» Меликова (1961), «Ленинградская симфония» на музыку 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича (1961), «Золушка» Прокофьева (1964), «Горянка» Кажлаева (1968), «Гамлет» Червинского (1970), «Сотворение мира» Петрова (1971), «Зачарованный принц» Бриттена (1972) и др. В труппе театра (1973). Певцы — народный артист СССР Б. Т. Штоколов, народный артист РСФСР И.

П. Алексеев, Р. А. Баринова, И. А. Бугаев, П. А. Ковалева, Н. И. Кривуля, В. В. Максимова. Солисты балета — народный артист СССР И. А. Колпакова, народный артист РСФСР С. В. Викулов, Н. А. Кургапкина, А. И. Сизова, Ю. В. Соловьев, К. И. Федичева и др. Главный дирижёр — народный артист СССР К. А. Симеонов, главный режиссёр — народный артист РСФСР Р. И. Тихомиров, главный балетмейстер — народный артист РСФСР И. Д. Бельский, балетмейстеры — народный артист СССР К. М. Сергеев, заслуженный деятель искусств РСФСР Л. В. Якобсон, главный хормейстер — народный артист РСФСР А. Г. Мурин, главный художник — народный художник РСФСР И. В. Севастьянов. Балетная труппа театра гастролировала в АРЕ, Франции, Англии, ФРГ, Чехословакии, Австрии, Болгарии, ГДР, США, Японии и др. Награжден орденом Ленина (1939).

Лит. Свириденко С., Русская опера в Мариинском театре за 25 лет. Очерк, Русская музыкальная газета», 1912, № 1, 2, 4, 5. Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера. 1890—1910, Л. — М., 1940. Гос. Ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1957. Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1972. Сцена из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева. Сцена из балета «Ленинградская симфония» на музыку 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича. Сцена из оперы «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова. Сцена из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Сцена из оперы «Октябрь» В. И. Мурадели. Сцена из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского. Ленинградский театр оперы и балета. Зрительный зал. Ленинградский театр оперы и балета.

Здание театра (быв. Мариинский, 1860, архитектор А. К. Кавос)..

Значения в других словарях
Ленинградский театр имени Ленсовета

(до 1953 — Новый театр) открыт в 1933 спектаклем «Бешеные деньги» Островского. В 1933—1937 театр возглавлял И. М. Кролль, в 1938—46 — Б. М. Сушкевич, вместе с которым в театр пришла группа его учеников. Среди лучших спектаклей 30—40-х гг. «Беспокойная старость» Рахманова (1937), «Мария Стюарт» Шиллера (1938), «Перед заходом солнца» Гауптмана (1940. В роли Маттиаса Клаузена — Б. М. Сушкевич). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 театр работал на Дальнем Востоке и Урале. В послевоенные годы ..

Ленинградский театр комедии

академический, организован в 1929 под названием Театр сатиры, в 1931 переименован в Театр сатиры и комедии, с 1935 носит современное название. В 1935—1949 и 1955—68 во главе театра стоял режиссёр и художник Н. П. Акимов. Под его руководством театр сформировался как своеобразная лаборатория советской комедии. Представление о жанре здесь последовательно расширялось, ставились глубоко реалистические комедии и весёлые водевили, пьесы гротесково-сатирического плана, комедии-сказки, памфлеты и др. По..

Ленинградский театр юных зрителей

(ЛенТЮЗ) один из первых советских театров для детей. Открыт в 1922. Основатель и руководитель (до 1961) А. А. Брянцев. Этапными для театра стали постановки пьес советской драматургии. «Тимошкин рудник» Макарьева (1925), «Винтовка № 492116» Крона (1930), «Продолжение следует» Бруштейн (1934), «Музыкантская команда» Дэля (1935, 1956), «Сын полка» Катаева (1946), «Красный галстук» Михалкова (1947), «Именем революции» Шатрова (1957), «Коллеги» Аксенова (1962), «Тебе посвящается» Бременера (1964), «П..

Ленинградский технологический институт

им. Ленсовета, один из старейших технологических вузов СССР. Основан в 1828 как Петербургский практический технологический институт (с 1862 — втуз). Студенты института входили в первые социал-демократические организации России — Благоева группу (См. Благоева группа), Бруснева группу (См. Бруснева группа). В 1893 в марксистский кружок студентов-технологов вступил В. И. Ленин, члены кружка были его соратниками по организации Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (См. Петер..

Ленинградский театр оперы и балета

(Государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) - один из старейших и наиболее крупных муз. Т-ров СССР. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии рус. Оперного и балетного иск-ва. Муз. Спектакли давались в Петербурге с 20-х гг. 18 в. Французскими, начиная с 30-х гг. Итал. Оперными труппами, где выступали и русские артисты, в дальнейшем составившие основу русской труппы казённого т-ра. Историю т-р ведёт с 1783, когда в столице был построен Каменный (Большой)..

Дополнительный поиск Ленинградский театр оперы и балета Ленинградский театр оперы и балета

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ленинградский театр оперы и балета" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ленинградский театр оперы и балета, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 34 символа