Лермонтов Михаил Юрьевич
Лермонтов Михаил Юрьевич [3(15).10.1814, Москва, — 15(27).7.1841, Пятигорск], русский поэт. Родился в семье капитана в отставке Ю. П. Лермонтова (1787—1831). Мать — М. М. Арсеньева (1795—1817). Рано остался без родителей, воспитывался у бабушки — Е. А. Арсеньевой, которая дала внуку разностороннее образование. Детство Л. Прошло в её усадьбе — с. Тарханы (ныне с. Лермонтове Пензенской области), где будущий поэт наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Глубокий след в памяти Л. Оставили поездки с родными на Кавказ (1818, 1820, 1825). В 1828—30 Л. Учился в Москве в Благородном пансионе. Начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием А.
С. Пушкину. Большое значение для формирования мировоззрения Л. Имели годы пребывания в Московском университете (1830—32) одновременно с В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, уже тогда влиявшими на общий идейный уровень студенчества. В это время Л. Написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831), выразившая ненависть к деспотической власти и крепостному праву. После столкновений с реакционной профессурой Л. Покинул университет, переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл «два страшных года», заполненных военной муштрой. Урывками, тайком Л. Работал здесь над романом «Вадим», рисующим эпизоды Пугачевского восстания.
Выпущенный из школы корнетом (1834), Л. Служил в лейб-гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе, но много времени проводил в Петербурге. Критические наблюдения этой поры над жизнью аристократического общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), которую Л. Переделывал несколько раз, но так и не добился разрешения на постановку.Крутой перелом в творчестве и судьбе Л. Определило стихотворение «Смерть поэта» (1837) — гневный отклик на гибель Пушкина. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать — виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Л. Был арестован, а затем переведён в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Во время ссылки Л. Встречался с опальными декабристами.
Познакомился с грузинской интеллигенцией, живо интересовался фольклором горских народов, их бытом и языком. Кавказские темы заняли прочное место в творчестве Л. — писателя и художника (он был одарённым живописцем и рисовальщиком). В 1838 после хлопот Арсеньевой и В. А. Жуковского Л. Был переведён в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом, но по пути к месту новой службы задержался в столице. Весной возвращен в лейб-гвардии Гусарский полк. Два года, проведённые Л. В Петербурге (1838—1840), — время расцвета его таланта.Стихи Л. Стали регулярно появляться в печати. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» (опубликована в 1838 без имени автора, не пропущенного цензурой). Л.
Сблизился с редакцией журнала «Отечественные записки», познакомился с Белинским. В феврале 1840 за дуэль с Э. Барантом, сыном французского посла, Л. Был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в действующую армию. Как участник тяжёлого сражения при р. Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам, но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В феврале 1841 Л. Был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с Е. А. Арсеньевой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться в полк. В последние месяцы жизни Л. Создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк». По пути в полк Л.
Задержался для лечения в Пятигорске. Тайные недоброжелатели, хорошо знавшие, как относятся к Л. В придворных кругах, способствовали возникновению ссоры Л. С офицером Н. С. Мартыновым и не предотвратили дуэль, закончившуюся убийством поэта. По поводу этой трагической смерти Белинский писал. «. Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу» («Отечественные записки», 1841, № 9, отд. 6, с. 2). Л. Был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом Л. Был перевезён в с. Тарханы и 23.4(5.5).1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых.Л. Выступил в русской литературе как наследник и продолжатель Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825) искала новых путей развития.
Уже юношеская поэзия Л. Была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения «Жалобы турка», «Монолог»). Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность. Уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художественные принципы Пушкина, Л. Выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное Белинским. «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце. Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (Полн.
Собр. Соч., т. 4, 1954, с. 503). ТворчествоЛ. Питали традиции романтической лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия Д. Г. Байрона.
Дополнительный поиск Лермонтов Михаил Юрьевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Лермонтов Михаил Юрьевич" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лермонтов Михаил Юрьевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 24 символа