Лесгафт
IЛе́сгафт Петр Францевич [21.9(3.10).1837, Петербург, — 28.11(11.12).1909, близ Каира. Похоронен в Петербурге], русский педагог, анатом и врач. Основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре, один из создателей теоретической анатомии. В 1861 окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и был оставлен при ней для научной работы. С 1865 доктор медицины, с 1868 профессор, заведующий кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете. В 1871 за выступление против произвола реакции части профессуры и властей Казанского университета был уволен. Вернувшись в Петербург, занимался научной работой. В 1872—74 руководил кружком русских женщин, впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии.
В 1874—86 работал в области организации физического воспитания и образования в военно-учебных заведениях. В 1877 основал учебно-гимнастические курсы для офицеров при 2-й Петербургской военной гимназии. В 1886—97 читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета, на Рождественских женских курсах. В 1893 организовал Биологическую лабораторию, которая в 1918 была преобразована в Естественнонаучный институт им. Л. Созданные Л. В 1896 Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования явились прообразом созданных впоследствии в СССР и др. Странах вузов физической культуры. В 1919 на базе курсов был открыт Государственный институт физического образования им. Л. (см. Ленинградский институт физической культуры).
Как общественный деятель и учёный Л. Сформировался под влиянием революционно-демократического движения в России 60-х гг. 19 в. Он активно боролся за развитие народного образования в России, многое сделал для организации женского образования. В 1905—06 Л. Открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге. За прогрессивную общественную деятельность подвергался преследованиям правительства. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, Л. Считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе теории физического воспитания.
Л. Лежит принцип единства физического и умственного развития человека. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали Л. Основание рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Л. Считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Большое значение Л. Придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребёнка. Рассматривая закономерности воспитания ребёнка в семье, формирования его темперамента и характера, Л. Даёт анализ биологических основ наследственности и развития детей.
Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребёнка. Л. Стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии, однако считал педагогику «филиальной ветвью биологических наук». Соч. Собр. Педагогических сочинений, т. 1—5, М., 1951—54. Избр. Педагогические сочинения, т. 1—2, М., 1951—52. Лит. Памяти П. Ф. Лесгафта. Сб. Статей. Под ред. Е. Н. Медынского, М., 1947. Шахвердов Г. Г., П. Ф. Лесгафт — создатель русской системы подготовки педагогических кадров по физическому образованию, в кн. Очерки по истории физической культуры. Сб. Трудов. Под общ. Ред. Н. И. Торопова, М. — П., 1949. Его же, П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности, Л., 1950.
Г. Г. Шахвердов. П. Ф. Лесгафт.IIЛе́сгафт Эмилий Францевич (1870, Петербург, — 22.5.1922, Петроград), советский географ и педагог. Племянник П. Ф. Лесгафта. Окончил Петербургский университет (1892). С 1894 работал в Главной геофизической обсерватории по морской гидрологии и метеорологии. Автор книги «Льды Северного Ледовитого океана и морской путь из Европы в Сибирь» (1913). С 1907 читал лекции по географии в высших учебных заведениях Петербурга и преподавал в гимназиях. Им написано около 50 учебников по всем разделам школьного курса географии — общему землеведению, географии России, Европы и внеевропейских стран, многократно переиздававшихся с 1903 по 1927. Лит. Баранский Н. Н., Исторический обзор учебников географии, М., 1954.
Шубаев Л. П., Эмилий Францевич Лесгафт, «Изв. Всес. Географического общества», 1972, т. 104, в. 4..
Дополнительный поиск Лесгафт
На нашем сайте Вы найдете значение "Лесгафт" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лесгафт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 7 символа