Летописи

94

в России, исторические произведения 11—17 вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в Л. Обычно начинался словами. «в лето» — отсюда название — летопись. Слова «летопись» и «летописец» равнозначащи, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Л. — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в Л. Излагалась русская история от её начала. Иногда Л. Открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Л. Играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель. Л. Содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о зачатках у них государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др.

Пародами и странами. Характерной чертой Л. Является вера летописцев во вмешательство божественных сил. Новые Л. Составлялись обычно как своды предшествующих Л. И различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в Л. В качестве источников. Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования. Переписывая включаемые в Л. Материалы, он стремился создать единое повествование, подчиняя его исторической концепции, соответствовавшей интересам того политического центра, где он писал (двор князя, канцелярия митрополита, епископа, монастыря, посадничья изба и т.п.).

Однако наряду с официальной идеологией в Л. Отображались взгляды их непосредственных составителей, иногда весьма демократически прогрессивно настроенных. В целом Л. Свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в 11—17 вв. Составлению Л. Придавалось большое значение, к ним обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах. Мастерство исторического повествования достигло в Л. Высокого совершенства. Списков Л. Дошло не менее 1500. В составе Л. Сохранились многие произведения древнерусской литературы. Поучение Владимира Мономаха, Сказание о Мамаевом побоище, Хожение за три моря Афанасия Никитина и др. Древние Л. 11—12 вв. Сохранились только в позднейших списках. Древнейший список Л. С датой — краткий летописец константинопольского патриарха Никифора, дополненный русскими статьями до 1278, содержащийся в Новгородской кормчей 1280 [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т.

1 и «Археографический ежегодник за 1963 г.», 1964]. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — «Повесть временных лет». Её создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113. Феодальная раздробленность 12—14 вв. Отражена и в летописании. Своды этого времени выражают местные политические интересы. В Киеве в 12 в. Летописание велось в Печерском и Выдубицком монастырях, а также при княжеском дворе. Галицко-волынское летописание в 13 в. (см. Галицко-Волынская летопись) сосредоточивается при дворах галицко-волынских князей и епископов. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи (См. Ипатьевская Летопись), которая состоит из «Повести временных лет», продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской Л.

(кончая 1289—92) (ПСРЛ, т. 2, Л. По Ипатьевскому списку). Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается «Повестью временных лет», продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 (ПСРЛ, т. 1, Л. По Лаврентьевскому списку), а также Летописец Переяславля-Суздальского (издание 1851) и Радзивилловская летопись, украшенная большим количеством рисунков (см. Лицевые летописи). Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах. Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. В 14—15 вв. Оно вновь развивается. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Псков, Ростов, Тверь, Москва.

В летописных сводах отражались главным образом события местного значения (рождение и смерть князей, выборы посадников и тысяцких в Новгороде и Пскове, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов, игуменов монастырей, постройка церквей и пр.), неурожай и голод, эпидемии, примечательные явления природы и др. События, выходящие за пределы местных интересов, отражены в таких Л. Слабо. Новгородское летописание 12—15 вв. Наиболее полно представлено Новгородской Первой Л. Старшего и младшего изводов (см. Новгородские летописи). Старший, или более ранний, извод сохранился в единственном Синодальном пергаменном (харатейном) списке 13—14 вв. Младший извод дошёл в списках 15 в. (Новгородская Первая Л.

Старшего и младшего изводов, ПСРЛ, т. 3). В Пскове (см. Псковские летописи) летописание было связано с посадниками и государственной канцелярией при соборе Троицы (ПСРЛ, т. 4—5. Псковские летописи, в. 1—2, 1941—55). В Твери летописание развивалось при дворе тверских князей и епископов. Представление о нём дают Тверской сборник (ПСРЛ, т. 15) и Рогожский летописец (ПСРЛ, т. 15, в. 1). В Ростове летописание велось при дворе епископов, и Л., созданные в Ростове, отражены в ряде сводов, в том числе в Ермолинской летописи (См. Ермолинская летопись) кон. 15 в. (ПСРЛ, т. 23). Новые явления в летописании отмечаются в 15 в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских великих князей нашла своё отражение в общерусских летописных сводах (См.

Общерусские летописные своды). О первом московском общерусском своде дают представление Троицкая летопись начала 15 в. (исчезла при московском пожаре 1812) и Симеоновская летопись в списке 16 в. (ПСРЛ, т. 18). Троицкая Л. Кончается 1409 (М. Д. Приселков, «Троицкая летопись. Реконструкция текста», 1950). Для составления её были привлечены разнообразные источники. Новгородские, тверские, псковские, смоленские и др. Происхождение и политическая направленность этой Л. Подчёркиваются преобладанием московских известий и общей благоприятной оценкой деятельности московских князей и митрополитов. Общерусским летописным сводом, составленным в Смоленске в конце 15 в., была так называемая Летопись Авраамки. Др. Сводом является Суздальская летопись (конец 15 в.).

Летописный свод, основанный на богатой новгородской письменности, «Софийский временник», появился в Новгороде. Большой летописный свод появился в Москве в конце 15 — начале 16 вв. Особенно известна Воскресенская летопись (ПСРЛ, т. 7—8), кончающаяся на 1541 (составление основной части Л. Относится к 1534—37). В неё включено много официальных записей. Такие же официальные записи вошли в обширную Львовскую летопись (См. Львовская летопись) (ПСРЛ, т. 20), включившую в свой состав «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича», до 1560. При дворе Ивана Грозного в 40—60-х гг. 16 в. Был создан Лицевой летописный свод, т. Е. Летопись, включающая рисунки, соответствующие тексту. Первые 3 тома лицевого свода посвящены всемирной истории (составленной на основании «Хронографа» и др.

Произведений), следующие 7 томов — русской истории с 1114 по 1567. Последний том лицевого свода, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил название «Царственной книги» (См. Царственная книга). Текст лицевого свода основан на более ранней — Никоновской летописи (См. Никоновская летопись) (ПСРЛ, т. 9—13), представлявшей огромную компиляцию из разнообразных летописных известий, повестей, житий и пр. В 16 в. Летописание продолжало развиваться не только в Москве, но и в др. Городах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись (ПСРЛ, т. 26). Л. Велись также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре под Псковом. В 16 в. Появились и новые виды исторического повествования, уже отходящие от летописной формы, — «Книга степенная царского родословия» (ПСРЛ, т.

21) и «История о Казанском царстве» (см. «Казанский летописец», ПСРЛ, т. 19). В 17 в. Происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. В это время появились местные Л., из которых наиболее интересны Сибирские летописи. Начало их составления относится к 1-й половине 17 в. Из них более известны Строгановская летопись и Есиповская Л. В конце 17 в. Тобольским сыном боярским С. У. Ремезовым была составлена «История Сибирская» («Сибирские летописи», 1907). В 17 в. Летописные известия включаются в состав степенных книг и хронографов (См. Хронографы). Слово «Л.» продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Л. Прежнего времени. Таким является Новый летописец (ПСРЛ, т. 14), повествующий о событиях конца 16 — начала 17 вв.

(польско-шведская интервенция и крестьянская война), и «Летопись о многих мятежах». Летописание, получившее значительное развитие в России, в меньшей степени было развито в Белоруссии (см. Летописи белорусско-литовские) и на Украине, входивших в состав Великого княжества Литовского. Наиболее интересным произведением этого летописания начала 16 в. Является «Краткая Киевская летопись» (см. Супрасльская рукопись), содержащая Новгородскую и Киевскую сокращенную Л. (1836). Древняя история Руси представлена в этой Л. На основании более ранних летописных сводов, а события конца 15 — начала 16 вв. Описаны современником. Летописание развивалось также в Смоленске и Полоцке в 15—16 вв. Белорусские и смоленские Л. Легли в основу некоторых Л.

По истории Литвы (ПСРЛ, т. 17). Иногда Л. Называют и некоторые украинские исторические произведения 17 в. (Летопись Самовидца и др.). Летописание велось также в Молдавии, Сибири (см. Бурятские летописи, Сибирские летописи), Башкирии (см. Шажере). Л. Служат основным источником для изучения истории Киевской Руси, а также России, Украины, Белоруссии в 13—17 вв., хотя они и отражали в основном классовые интересы феодалов. Только в Л. Сохранились такие источники, как договоры Руси с греками 10 в., Русская правда в краткой редакции и т.п. Громадное значение имеют Л. Для изучения русской письменности, языка и литературы. Л. Содержат также ценный материал по истории др. Народов СССР. Изучение и публикация Л. В России и СССР ведётся более двухсот лет.

В 1767 в «Библиотеке Российской исторической, содержащей древние летописи и всякие записки» был опубликован летописный текст, а с 1841 до 1973 выходит Полное собрание русских летописей (т. 1—31). В. Н. Татищев и М. М. Щербатов положили начало изучению Л. Сорок лет посвятил исследованию «Повести временных лет» А. Л. Шлецер (См. Шлёцер), очищая летопись от ошибок и описок, объясняя «тёмные» места. П. М. Строев рассматривал летописи как сборники или «своды» предшествующего материала. Используя методику Шлецера и Строева, М. П. Погодин и И. И. Срезневский обогатили науку множеством фактов, которые облегчили изучение истории русской Л. И. Д. Беляев классифицировал Л. На государственные, фамильные, монастырские и летописные сборники и указал, что позиция летописца определялась его территориальным и сословным положением.

М. И. Сухомлинов в книге «О древней русской летописи как памятнике литературном» (1856) попытался установить литературные источники начальной русской летописи. К. Н. Бестужев-Рюмин в работе «О составе русских летописей до конца XIV в.» (1868) впервые разложил летописный текст на годовые записи и сказания. Подлинный переворот в изучении Л. Был произведён акад. А. А. Шахматовым. Он применял сличение различных списков, тонко и глубоко анализируя материал, и сделал этот метод основным в своей работе над исследованием Л. Шахматов придавал большое значение выяснению всех обстоятельств создания Л., каждого списка и свода, обращал внимание на изучение различных хронологических указаний, встречающихся в Л., уточняя время их составления и исправляя фактические неточности.

Много данных извлекал Шахматов из анализа описок, погрешностей языка, диалектизмов. Он впервые воссоздал цельную картину рус. Летописания, представив его как генеалогию почти всех списков и вместе с тем как историю русского общественного самосознания (см. Шахматов А. А., «Общерусские летописные своды XIV и XV вв.», 1901. Его же, «Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв.», 1938). Метод Шахматова получил развитие в трудах М. Д. Приселкова (См. Присёлков), усилившего его историческую сторону (см. Приселков М. Д., «История русского летописания XI—XV вв.», 1940). Значительный вклад в изучение русской Л. Внесли последователи Шахматова — Н. Ф. Лавров, А. Н. Насонов, Л. В. Черепнин, Д. С. Лихачёв, С. В. Бахрушин, А. И. Андреев, М. Н. Тихомиров, Н.

К. Никольский, В. М. Истрин и др. Изучение истории летописания составляет один из самых сложных разделов источниковедения и филологической науки. Методы изучения истории летописания, примененные Шахматовым, легли в основу современной текстологии (См. Текстология). Лит. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. 1—31, СПБ. М. — Л., 1841—1968. Шахматов А. А., Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв., М. — Л., 1938. Насонов А. Н., История русского летописания XI — нач. XVIII вв., М., 1969. Лихачёв Д. С., Русские летописи и их культурно-историческое значение, М. — Л., 1947. Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1, М., 1955. М. Н. Тихомиров..

Значения в других словарях
Летописец начала царства

(«Летопи́сец нача́ла ца́рства» ) «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича», официальная летопись, составленная в 50-е гг. 16 в. Основной текст освещает события с 1533 до покорения Казани. Позднее дополнен известиями за последующие годы (в разных списках по 1556, 1558, 1560). Отличается обилием подробностей о деятельности царя, придворной жизни, дипломатических сношениях, событиях военной истории. Составлен в значительной части на основании архивных документов, в редактир..

Летописец Переяславля-Суздальского

летописный памятник, сохранившийся в одной рукописи 15 в. Под названием «Летописец русских царей». Начало летописца (до 907) имеется ещё в одном списке 15 в. Но собственно Л. П.-С. Охватывает события, происходившие в основном в Северо-восточной Руси в 1138—1214. Летопись составлена в 1216—19. Одна из древнейших из числа дошедших до наших дней. В основу летописца положен владимирский летописный свод начала 13 в., близкий Радзивилловской летописи (См. Радзивилловская летопись). Этот свод был пере..

Летописи белорусско-литовские

историко-литературные сочинения, возникшие в Великом княжестве Литовском. Известны три летописных свода. Первый свод (летопись 1446) состоит из общерусского свода в белорусской обработке и «Летописца великих князей литовских», возникшего около 1428—30, в котором излагается история Великого княжества Литовского со смерти Гедимина до смерти великого князя Витовта, проникнутая идеей защиты государственных и политических интересов Великого княжества Литовского, апологией деятельности великих князей..

Летописи Всесоюзной книжной палаты

(«Ле́тописи» Всесою́зной кни́жной пала́ты) органы государственной библиографии (См. Государственная библиография), периодические указатели, профилированные по видам изданий, выпускаемых в СССР. Библиографическая регистрация всех новых книг и брошюр, выходящих на языках народов СССР и на иностранных языках, осуществляется в «Книжной летописи» (См. Книжная летопись). «Летопись периодических изданий СССР» издаётся с 1933 (в 1938—39 выходил «Ежегодник периодических изданий СССР», в 1940—45 не выпус..

Летописи

ЛЕТОПИСИ - исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава - своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., "Повесть временных лет", Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.. ..

Летописи

ЛЕТОПИСИ, исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава - летописные своды. Л. Были общерусскими (например, "Повесть временных лет", Никоновская Л. И др.) и местными (Псковские и др. Л.). Сохранились главным образом в поздних списках.Источник. Энциклопедия "Отечество"исторические произведения XI—XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в лето..

Летописи

(русские). — Л. Называется погодный, более или менее подробный рассказ о событиях. Летописи сохранились в большом количестве списков XIV-XVIII вв. Списки эти по местности составления или по местности изображаемых событий исключительно или преимущественно делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские и т. Д.). Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на редакции (изводы). Так, можно сказ..

Летописи

Исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава - своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., "Повесть временных лет", Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.. ..

Летописи

Исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава - своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., «Повесть временных лет», Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.. ..

Летописи

- записи важнейших событий по годам. Наиболее древний из рус. Летописных сводов, дошедших до нас, - Повесть временных лет (ПВЛ). Изложение датированных событий начинается в ней с 860 г. Первоначальная редакция ее не сохранилась. До нас дошли Лаврентьевская и Ипатьевская редакции. Причем сами летописи, в которых сохранились эти редакции, были созданы в более позднее время. Лаврентьевская содержит копию летописного свода 1305 г., сделанную в 1377 г. Под руководством монаха Лаврентия по заданию суз..

Летописи

— исторические произведения, вид повествовательной литературы в России XI—XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятник сложного состава. Своды летописные. Были общерусскими, например «Повесть временных лет», Никоновская Л. И др., и местные — Новгородские и др. Сохранились главным образом в поздних списках.. ..

Летописи

Рус. Ист. Произведения, в к-рых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в Л. Обычно начинался словами. "в лето". Слова "летопись" и "летописец" равнозначащи, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Большинство Л. Дошло до нас в виде летописных сводов, в к-рых соединены в единое повествование отд. Летописные записи, акты, повести, жития святых и пр. Древние Л. 11-12 вв. Сохранились только в позднейших списках. Древнейший список Л. С датой - кра..

Дополнительный поиск Летописи Летописи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Летописи" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Летописи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 8 символа