Лиможская эмаль

105

французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной Эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож (расцвет производства — середина 15 — середина 17 вв.). В основу искусства т. Н. Старой школы Л. Э. (реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-образа 2-й половины 15 — 1-й половины 16 вв. Виднейший мастер — Нардон Пенико) легли местный опыт работы в техниках эмали — непрозрачной выемчатой (церковные медные предметы 12—14 вв.) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях 14—15 вв. Из драгоценных металлов), а также художественные принципы позднеготического Витража (графичный контур фигур, дополненный росписью). Вначале мастера Л. Э. Вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала 16 в. — итальянской, что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным.

Но общей для произведений этой школы чертой остаётся празднично яркое сияние росписи, усиленное введением в неё линий и пятен золота и т. Н. Кабошонов (рельефные капли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги). Около 1530 формируется т. Н. Новая школа Л. Э. От старой её отличает светский характер изделий (шкатулки, сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов, пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль (См. Гризаиль) (порожденная обращением к итальянской и французской гравюре), тонкую графичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большей частью тёплого землистого тона. Известнейшие мастера новой школы. Жан II Пенико, К. Нуайе, П. Реймон и особенно Л.

Лимозен — автор огромной серии портретов по рисункам Ж. Клуэ и его последователей. В богатых и разнообразных орнаментальных композициях (порой с введением лёгких золотых штрихов), обрамляющих изображения мифологических, аллегорических и библейских сцен, заметно убедительное декоративное переосмысление мастерами Л. Э. Образцов маньеристического искусства художников школы Фонтенбло. В середине 17 в. Эмальерное дело в Лиможе переходит в руки ювелиров и миниатюристов. И хотя их работы (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большой стиль в Л. Э. Исчезает. К началу 18 в. Замирает и производство эмалевых сосудов, не выдержавшее конкуренции с фаянсом и фарфором. Лит. Доброклонская О., Лиможские расписные эмали XV и XVI веков.

Собрание Государственного Эрмитажа, М., 1969 (библ.). Gauthier М.-М., Marcheix М., Les émaux de Limoges, Prague, 1962. И. М. Глозман. Жан Лимозен. Кружка с изображением хоровода. Кон. 16 – нач. 17 вв. Эрмитаж, Ленинград. Пьер Куртейс. Медальон с изображением римского императора Тита. 3-я четв. 16 в. Эрмитаж, Ленинград. Мастерская «Высокого чела». «Рождество». Правая часть триптиха. Нач. 16 в. Эрмитаж, Ленинград. Сюзанна Кур. «Фортуна». Роспись на обороте зеркала. Кон. 16 – нач. 17 вв. Эрмитаж, Ленинград. Леонар Лемозен. «Психея, приносящая подарки сёстрам». Пластина. 1535. Эрмитаж, Ленинград. Жан II Пенико. «Распятие». Роспись пластины. Между 1534 и 1549. Эрмитаж, Ленинград. Кули Нуайе. «Давид, отсекающий голову Голиафу». Роспись на дне чаши. 1539. Эрмитаж, Ленинград. Мастерская «Орлеанского триптиха».

«Несение креста». Левая часть триптиха. Кон. 15 в. Эрмитаж, Ленинград..

Значения в других словарях
Лимнофильные животные

(от греч. Límne — озеро, пруд и philéo — люблю) обитатели стоячих вод (озёр, прудов). Могут жить на дне водоёма (лимнобентос), парить в толще воды (лимнопланктон), активно передвигаться по водоёму (лимнонектон). Л. Ж. Противопоставляют реофильным животным (См. Реофильные животные), обитающим в текучих водах (реках, ручьях). В отличие от последних, Л. Ж. Менее требовательны к количеству растворённого в воде кислорода, тело у них обычно не уплощено, органы прикрепления к субстрату отсутствуют.. ..

Лимож

(Limoges) город в центраьной части Франции, на р. Вьенна. Административный центр департамента Верхняя Вьенна. 135 тыс. Жителей (1968). Транспортный узел. Крупная фарфоро-фаянсовая и кожевенно-обувная промышленность. Изготовление эмалей (см. Лиможская эмаль). Пищевые, металлообрабатывающие, бумажные и полиграфические предприятия. Университет. Музей художественной керамики.. ..

Лимон

IЛимо́н (Citrus limon) многолетнее вечнозелёное субтропическое растение рода Citrus семейства рутовых подсемейства померанцевых. Высота 3—7 м. Ветви с колючками, редко без них. Листья кожистые, светло-зелёные, продолговато-ланцетные или продолговато-яйцевидные, у концов суженные, мелкозубчатые, с просвечивающими желёзками, со специфическим запахом. Цветки обоеполые, белые, ароматные, на коротких цветоножках, в небольших кистях, одиночные или парные. Плод — многогнёздная ягода, эллипсоидальной, р..

Лимон (город в Коста-Рики)

Лимон (Limón), Пуэрто-Лимон, город и основной порт Коста-Рики на побережье Карибского моря. Административный центр провинции Лимон. 37,5 тыс. Жителей (1971). Железной дорогой связан с г. Сан-Хосе. Торговый центр района плантационного плодоводства. Экспорт какао, бананов, кокосовых орехов. Основан в 1880 на месте индийского поселения.. ..

Лиможская Эмаль

ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ - французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью (г. Лимож, расцвет производства - сер. 15 - сер. 17 вв.). Складни, реликварии, сосуды, пластины с портретами (Н. Пенико, К. Нуайе, Л. Лимозен).. ..

Лиможская Эмаль

Французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью (г. Лимож, расцвет производства - сер. 15 - сер. 17 вв.). Складни, реликварии, сосуды, пластины с портретами (Н. Пенико, К. Нуайе, Л. Лимозен).. ..

Лиможская эмаль

        французские изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож. Расцвет производства лиможской эмали - последняя четверть XV - вторая половина XVI вв. Для так называемой старой школы (последняя четверть XV - первая половина XVI вв.), представленной главным образом культовыми предметами (образа-складни, триптихи) с полихромными композициями на религиозные сюжеты, характерен переход от техники перегородчатой эмали к расписной (близкой станковой живописи. Мастер Н. П..

Дополнительный поиск Лиможская эмаль Лиможская эмаль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лиможская эмаль" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лиможская эмаль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 15 символа