Локк
(Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, — 28.10.1704, Отс), английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем был преподавателем. Занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (графа Шефтсбери) — видного общественного деятеля времён Реставрации, Л. Приобщается к активной политической жизни. Вслед за Шефтсбери, спасаясь от преследования английского правительства, в 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королём Англии возвратился в 1689 на родину.
С 1691 жил в Отсе в поместье Мэшем, занимаясь в основном литературной работой. В центре философии Л. Стоит его теория познания, которую он строил в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона, противостоя картезианству (См. Картезианство), кембриджским платоникам (См. Кембриджские платоники) и университетской схоластической философии. На взгляды Л. Оказали также влияние идеи П. Гассенди, Р. Бойля (См. Бойль), Т. Сиденхема и И. Ньютона. Главное сочинение — «Опыт о человеческом разуме» (1690), над которым Л. Работал около 20 лет, посвящено рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания. Согласно Л., не существует врождённых идей (См. Врождённые идеи) и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта.
Все идеи возникают из двух основных источников — опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел — первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. Различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей.
В вопросе о значении общих терминов Л. Склоняется к Концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Л. Делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. Явный рационалистический элемент. К «Опыту...» примыкают сочинения Л. «О пользовании разумом» (опубликовано 1706), «Исследование мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в боге» (1694), а также его ответы критикам-богословам Норрису и Стиллингфлиту. В письмах к последнему (1697—1698) особый интерес представляют мысли Л.
О способности материальной субстанции к мышлению, о критериях достоверного знания. Выступая против религиозного фанатизма различных сект, Л. Настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религиозной свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости (изданы в 1689, 1690, 1692 и 1706). В сочинении «Разумность христианства» (1695) Л. В духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Л. Близка Деизму и унитариям (См. Унитарии), однако он считает, что, поскольку человеческий разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении, в приобщении к божественному опыту «через его дух», без чего всякая религия пуста. Хотя Л. Полагал, что этика может быть наукой наподобие математики, и практиковал приёмы точного анализа этических терминов и положений, он не создал последовательной этической теории.
Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдания, что в достижении этого и заключается счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы, Л. Корректировал определением морального добра как подчинения человеческих волевых акций закону, коренящемуся в божественной воле — «истинной основе морали». В благоразумном и благочестивом сознании в конечном счёте достигается гармония между личными и общественными интересами. Классическим трактатом по педагогике стали «Некоторые мысли о воспитании» (1693), где Л. Исходит из идей о решающем влиянии среды на воспитание, необходимости учёта естественной склонностей ребёнка, формирования у него здорового тела и духа.
Вначале ребёнок всецело находится под влиянием родителей и воспитателей, которые должны быть для него примером. По мере того как он взрослеет, он получает свободу. Относя «пользование разумом», а следовательно, и плодотворное обучение к зрелому возрасту, Л. Считал, что к учению следует приступать лишь после того, как сформирован характер ребёнка (притом в семье, а не в школе) и ему привиты основы морали. Задачам, содержанию и методам схоластического обучения Л. Противопоставлял программу образования, исходящую из потребностей делового буржуазного общества. Оно должно основываться на развитии у детей интереса к учению и любознательности. Обучение древним языкам сводится к минимуму. Подчёркивается важность изучения родного языка.
Наряду с новыми языками и математикой, особенно способствующей развитию мышления, должно быть введено изучение географии, истории, основ права и «естественной философии». Социально-политическая концепция Л. Содержится в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690). Первый трактат посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй — содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688—89. Неизбежность института государственной власти Л. Рисует с позиций теории естественного права (См. Естественное право) и общественного договора (См.
Общественный договор). В отличие от абсолютистской теории государства Т. Гоббса, по Л., правительству передаётся только некоторая часть «естественных прав» (отправление правосудия, внешних сношений и т. П.) ради эффективной защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Чтобы предотвратить злоупотребления, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внешних сношений), причём само правительство должно подчиняться закону (см. «Разделение властей» (См. Разделения властей теория)). Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство. В экономической теории Л.
Придерживался принципов меркантилизма и трудовой теории стоимости. Идеи Л. Сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние на английских деистов Дж. Толанда и Дж. Пристли, на Вольтера, Кондильяка (Франция) и в особенности на французских материалистов 18 в. — Ламетри, К. Гельвеция и Д. Дидро, а также на английского идеалиста Дж. Беркли и агностика Д. Юма. Идеи Л. Положили начало разработке Ассоцианизма в психологии, на теорию воспитания Л. Опирались передовая педагогика 18 в. И утопический социализм начала 19 в. Политическая философия Л., являющегося, по словам К. Маркса, «...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному» (Маркс К.
И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 371), развивалась Ш. Монтескьё и нашла отражение в политических теориях французских и американских буржуазных революций. Соч. Works, 10ed., v. 1—10, L., 1801. Anessay concerning human understanding, ed. By A. C. Fraser, v. 1—р2, Oxf., 1894. Second treatise of civil government, ed. By J. W. Gough, L., 1946. Locke's educational writings, ed. By J. W. Adamson, Camb., 1922. Essays on the law of nature, ed. By W. Von Leyden, L., 1954. В рус пер. — Педагогические сочинения, М., 1939. Избранные философские произведения, т. 1—2, М., 1960. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 139—47. Там же, т. 23 (см. Указатель). Серебренников В., Учение Локка о прирождённых началах знания и деятельности, СПБ, 1892. С убб отин А. Л., Принципы гносеологии Локка, «Вопросы философии», 1955, № 2.
Зайченко Г. А., философия Дж. Локка, М., 1959. Нарский И. С., Философия Дж. Локка, М., 1960. Fox Bourne Н. R., The life of John Locke, v. 1—2, L., 1876. Gibson J., Locke's theory of knowledge and its historical relation, Camb. — N. Y., 1917. Gough J. W., John Locke's political philosophy, L., 1950. Bonno G., Les relations intellectuelles de Locke avec la France, Berk. — Los Ang., 1955. Aaron R., John Locke, 2 ed., L., 1955. Yolton J. W., John Locke and the way of ideas, Oxf., 1956. Cronston М. W., John Locke. A biography, N. Y., 1957. А. Л. Субботин. Дж. Локк..
Дополнительный поиск Локк
На нашем сайте Вы найдете значение "Локк" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Локк, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 4 символа