Мазаччо

100

[Masaccio. Собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (21.12.1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана, — осень 1428, Рим), итальянский живописец. Являясь крупнейшим представителем флорентийской живописи Кватроченто, М. В своём творчестве решительно преодолевал традиции готики, воплощая в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Жил во Флоренции с 1422, работал также в Пизе и Риме. Нередко сотрудничал [с 1424(?)] с Мазолино да Паникале. Чёткое разделение произведений Мазолино и М. Составляет одну из запутаннейших задач современного искусствознания. Уже самые ранние из достоверных работ М. («Мадонна со святой Анной», совместно с Мазолино, около 1424, Галерея Уффици, Флоренция.

Полиптих для церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, 1426, отдельные части — в Национальной галерее, Лондон, и других музеях) отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластической трехмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм. Между 1425 и 1428 М. Исполняет росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (среди фресок, бесспорно принадлежащих М., — «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню»). Помещая персонажи в пространственно развёрнутую среду, подчёркивая их телесность обобщённой моделировкой одежд и выразительной скупостью колорита, М. Вдохновляется искусством Джотто, порывая со средневековой художественной культурой.

Во фреске «Троица» (около 1426—27, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) М., очевидно под влиянием перспективных штудий Ф. Брунеллески, впервые в настенной живописи создаёт центрально-перспективное построение, придающее композиции особую величественность и вместе с тем соразмерность человеческим масштабам. Суровое и мужественное искусство М. Оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело. Лит. Романов Н. И., Мазаччо, «Ученые записки МГУ», в. 126. Труды кафедры общего искусствознания, кн. 1, М., 1947. MesniI J., Masaccio et les débuts de la Renaissance, La Haye, 1927. Parronchi A., Masaccio, Firenze, 1966. Berti L., Masaccio, L. — Phil., 1967.

Фрагмент фрески «Чудо со статиром». Фрагмент фрески «Чудо со статиром». «Апостол Пётр». Фрагмент фрески «Апостолы Пётр и Павел, раздающие милостыню» в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. 1425—28. «Троица». Фреска в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. 1426—27. «Апостол Павел». Часть полиптиха из церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе. 1426. Национальный музей Сан-Матео. Пиза. «Чудо со статиром». Фреска в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. 1425—28..

Значения в других словарях
Мазарович Александр Николаевич

Мазарович Александр Николаевич [29.11(11.12).1886, Петербург, ‒ 26.3.1950, Москва], советский геолог и гидрогеолог. Окончил Московский университет (1912), профессор там же (с 1931), с 1932 ‒ заведующий кафедрой геологии, позже (с 1943) кафедрой исторической геологии, а с 1949 кафедрой исторической и региональной геологии. Читал лекции по основным курсам ‒ исторической геологии, геологии СССР, геологии четвертичных отложений. Разработал общую схему стратиграфии красноцветных верхнепермских отложе..

Мазартаг

горный хребет в западной части Кашгарской равнины на западе Китая. Длина около 150 км, высота до 1635 м. Сложен преимущественно песчаниками. Пустынные ландшафты с сильно разреженной растительностью.. ..

Маздакизм

религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннее средневековье. Названо по имени Маздака — руководителя маздакитского движения (См. Маздакитское движение) (хотя учение возникло ещё в конце 3 века). Главным в М. Была идея о том, что в основе мирового процесса лежит борьба между светлым, добрым началом, действующим разумно и закономерно, и тёмным, злым началом, представляющим собой хаос и случайность, и что эта борьба неизбежно завершится (уже в «это..

Маздакитское движение

движение крестьян и городской бедноты в государстве Сасанидов (См. Сасаниды) (начало 90-х годов 5 — конец 20-х годов 6 веков). Возникло в условиях резкого обострения экономического и политического кризиса, проявившегося в возросшем могуществе феодализировавшейся аристократии и зороастрийского жречества при ослаблении царской власти, росте эксплуатации крестьянства, разорении и обнищании народных масс, неудачах во внешней политике. Идеологией М. Д. Был Маздакизм. М. Д. Было поддержано Кавадом I ..

Мазаччо

(Masaccio)(1401-1428), итальянский живописец флорентийской школы. Вместе с архитектором Брунеллески и скульпторами Донателло и Гиберти считается одним из основоположников Ренессанса. Своим творчеством он способствовал переходу от готики к новому искусству, прославлявшему величие человека и его мира. Значение живописи Мазаччо было вновь оценено в 1988, когда его главное творение - фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции - были восстановлены в первоначальном виде. М..

Мазаччо

        (Masaccio. Собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)) (1401-1428), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Крупнейший представитель флорентийской школы. Продолжив искания Джотто, придавал изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, воплотил в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Нередко сотрудничал с Мазолино да Паникале. Самые ранние из достоверных работ Мазаччо (полиптих церкви Санта-Мария дель Кармине ..

Мазаччо

(наст. Имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, по др. Данным Томмазо Гвиди. 1401–1428/29) – итал. Живописец. Предст. Флорентийской школы. Один из основоположников реалистич. Иск-ва Возрождения. Воплощал в религ. Сценах гуманистич. Представления о совершенной человеческой личности. Произв. Отличают энергич. Светотеневая лепка, пластич. Телесность, трехмерность фигур, монументализация и обобщение форм (фрески капеллы Бранкаччи в церк. Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, 1425—28).. ..

Дополнительный поиск Мазаччо Мазаччо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мазаччо" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мазаччо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа