Архитектурная акустика

95

акустика помещений, область акустики, изучающая распространение звуковых волн в помещении, отражение и поглощение их поверхностями, влияние отражённых волн на слышимость речи и музыки. Целью исследований служит создание приёмов проектирования залов (театральных, концертных, лекционных, радиостудий и т. П.) с заранее предусмотренными хорошими условиями слышимости. В закрытых помещениях более или менее значительного объёма слушатель воспринимает, кроме прямого звука, ещё и ряд его запаздывающих повторений, обусловленных отражениями от ограничивающих поверхностей и быстро следующих друг за другом. Вследствие поглощения звуковой энергии при каждом отражении и в процессе её распространения эти повторения ослабляются тем сильнее, чем больше их запаздывание относительно прямого звука.

После выключения источника звука количество отражённой энергии в помещении убывает до тех пор, пока она не будет поглощена. Это постепенное затухание звука называется реверберацией (См. Реверберация). Продолжительность реверберации является важнейшим фактором, определяющим акустическое качество залов. При чрезмерно медленном затухании звучание речи и музыки оказывается недостаточно чётким, при короткой реверберации речь звучит слишком глухо, а музыкальные звучания утрачивают слитность и выразительность. Даже при оптимальной реверберации на акустическую оценку зала влияют распределения времён прихода ранних, более интенсивных отражений, а также и направления, по которым они достигают слушателя. Наиболее благоприятные условия различны не только для речи и музыки, но и для музыкальных произведений различного характера (камерная, эстрадная, симфоническая музыка).

Поэтому акустическое проектирование концертных залов (выбор формы, размещение слушателей, обработка ограничивающих поверхностей рассеивающими и поглощающими конструкциями, применение подвесных отражателей и т.д.) нередко требует компромиссных решений. В залах большой вместимости условия слышимости могут быть улучшены применением электроакустических систем усиления и искусственной реверберации. Выдающимся примером электроакустически оснащенного зала универсального назначения (конгрессы, концерты, опера, звуковой кинопоказ) может служить большой (6000 мест) зал Дворца съездов в Московском Кремле. Прежде в состав А. А. Включали вопросы изоляции помещений от проникающих извне звуков. Теперь эти проблемы выделились в самостоятельную область — строительную акустику (См.

Строительная акустика). Методами А. А. Пользуются также в технике борьбы с шумом в помещениях. В А. А. Различают более строгую волновую теорию и менее строгую, но более удобную для технических расчётов геометрическую, в которой направление распространения и границы основной части потока звуковой энергии, переносимой падающими на препятствие или отражёнными звуковыми волнами, изображают прямыми лучами. Геометрические представления тем более правомерны, чем меньше длина звуковой волны по сравнению с размерами препятствия. Современная А. А. Ведёт начало от работ американского учёного У. Сэбина, показавшего в последнем десятилетии 19 в., что в замкнутом помещении последовательные многократные и при этом постепенно ослабевающие отражения сливаются в плавно затухающий гул, сопровождающий каждый излученный звук (т.

Н. Реверберация), причём скорость затухания является существенным показателем условий слышимости. Примеры применения акустических знаний в строительстве находят в открытых театрах Древней Греции и Рима. Акустические испытания помещений основаны на электрических измерениях звукового сигнала, принимаемого в помещении микрофоном, и заключаются в определении равномерности распределения звука в пространстве и в исследовании затухания отзвука во времени. Наряду с испытаниями залов в натуре всё большее распространение находят испытания малых моделей, что позволяет своевременно избежать ошибок при проектировании новых залов и находить способы исправления дефектов уже существующих. Управление акустическими условиями в помещении осуществляется путём установки отражающих щитов и регулирования количества звукопоглощающих материалов, размещаемых на поверхностях.

Теория звукопоглощения и методы его измерения также относятся к А. А. Всё больше распространяется применение электроакустической аппаратуры для звукоусиления и для создания искусственной реверберации. Электроакустическими способами имитации отзвука помещения пользуются также в лабораторной практике. Лит. Ганус К., Архитектурная акустика, пер. С нем., М., 1963. Ингерелев Ф., Акустика в современной строительной практике, пер. С англ., М., 1957. Г. А. Гольдберг, В. В. Фурдуев..

Значения в других словарях
Архитектура корабля

см. Корабельная архитектура.. ..

Архитектура СССР

(«Архитекту́ра СССР»,) иллюстрированный журнал, орган Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и Союза архитекторов СССР. Выходил в Москве с июля 1933 по июнь 1941 ежемесячно, с 1942 по 1947 — непериодично (18 выпусков). С 1948 по октябрь 1951 не издавался. С ноября 1951 вновь выходит ежемесячно. Освещает вопросы современного градостроительства, жилой, промышленной и сельской архитектуры, типового проектирования, истории и теории архитектуры и строи..

Архитектурное образование

система подготовки архитекторов высшей квалификации и техников-архитекторов. (О подготовке инженеров и техников строителей см. В ст. Строительное образование и Инженерно-строительные институты.) Профессия архитектора — одна из древнейших. В странах Др. Востока она была одной из самых почётных и доступна только знати. Образование в Др. Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье. Навыки и приёмы передавались из поколения в поколение. В Др. Греции (5—2 вв. До н. ..

Архитектурные журналы

В России первый архитектурный журнал «Архитектурный вестник» выходил в 1859 в Петербурге. В 1872—1917 издавался «3одчий» (См. Зодчий) — ежемесячник Петербургского общества архитекторов (с приложением «Неделя строителя»). После Великой Октябрьской революции интенсивное развитие архитектурной мысли в 20-х гг. Способствовало росту архитектурной периодики. В СССР выпускалось более 20 архитектурных журналов, в том числе «Современная архитектура», орган Объединения современных архитекторов (выходил в..

Архитектурная Акустика

АРХИТЕКТУРНАЯ АКУСТИКА - изучает распространение звука в помещении, влияние отражения и поглощения звука ограждающими конструкциями на слышимость речи и музыки.. ..

Архитектурная Акустика

Изучает распространение звука в помещении, влияние отражения и поглощения звука ограждающими конструкциями на слышимость речи и музыки.. ..

Архитектурная Акустика

Изучает распространение звука в помещении, влияние отражения и поглощения звука ограждающими конструкциями на слышимость речи и музыки. ..

Архитектурная Акустика

Раздел акустики, изучающий звуковые процессы в помещениях. А. А. Включает волновую акустику, рассматривающую процессы собств. И вынужденных колебаний воздуха в помещении с учётом волновой природы звука, и геометрическую акустику, исследующую распространение звука в помещениях разл. Формы с учётом многократных отражений звуковых волн. Законы А. А. Учитываются при проектировании зрелищных сооружений, вокзалов, аэропортов, производств. Зданий с технологич. Процессами, сопровождаемыми шумом. ..

Дополнительный поиск Архитектурная акустика Архитектурная акустика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Архитектурная акустика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Архитектурная акустика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 22 символа