Авиа- и ракетостроительные монополии

255

капиталистических стран. Производство авиа- и ракетной техники сконцентрировано в руках небольшой группы монополий главных капиталистических стран. Господствующее положение во 2-й половине 60-х гг. Занимали монополии США, на долю которых приходилось около 80% всей продукции авиаракетной техники в капиталистическом мире и более 80% её экспорта. Значительные авиационные компании Англии, Франции, ФРГ и Японии. В США более 50% всех занятых в отрасли работает на предприятиях шести монополий-гигантов (см. Табл.). Крупнейшие авиа- и ракетостроительные монополии капиталистических стран1 (1966, млн. Долл.) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | Год | Активы | Собственный | Число | Оборот | Валовая | Валовая прибыль | Чистая  | | | создания | | капитал  | занятых | по | прибыль | (%)  | прибыль | | | | | | (тыс.

| продаже | |  | | | | | | | чел.) | | |  | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Монополии  | | | |  | | | к | к собст- | | | США | | | |  | | | обороту | венному  |  | | | | | |  | | | | капиталу | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | "Боинг" | 1916 | 1445 | 564 | 128 | 2357 | 151 | 6,4 | 26,9  | 76  | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | "Мак- | 1967 | 853 | 323 | 124 | 1775 | 96  | 5,3 | 30,0  | 47  | | Доннел- | | | |  | | | | | | | Дуглас"2 | | | |  | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Норт- | 1967 | 966 | 568 | 114 | 2660 | 169 | 6,4 | 29,7  | 90  | | Американ-  | | | |  | | | | | | | Рокуэлл» | | | |  | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Дженерал  | 1952 | 734 | 286 | 93 | 1797 | 101 | 5,5 | 35,3  | 58  | | дайнемикс» | | | |  | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Локхид  | 1932 | 727 | 318 | 90 | 2085 | 110 | 5,3 | 31,3  | 59  | | эркрафт» | | | |  | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Юнайтед | 1934 | 1046 | 417 | 82 | 1666 | 96  | 5,1 | 22,9  | 46  | | эркрафт» | | | |  | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Монополии  | | | |  | | | | | | | западно- | | | |  | | | | | | | европейских | | | |  | | | | | | | стран3  | | | |  | | | | | | | | | | |  | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Хокер  | 1935 | 938 | 385 | 122 | 1075 | … | 2,2 | 6,5 | 23,5 | | Сидли груп» | | | |  | | | | | | | (Англия) | | | |  | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Бритиш | 1960 | 239 | 47 | 34 | 448 | … | 1,9 | 18,0  | 8,7  | | эркрафт» | | | |  | | | | | | | (Англия) | | | |  | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Сюд- | 1957 | 591 | 87 | 29 | 309 | … | 0,9 | 3,7 | 2,7  | | авиасьон»  | | | |  | | | | | | | (Франция) | | | |  | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1 Монополии расположены по числу занятых на предприятиях каждой монополии в убывающем порядке.

2 За 1965. 3 Вследствие отсутствия данных о валовой прибыли приведены чистая прибыль и ее отношение к обороту и собственному капиталу. В Англии 95% всей авиапромышленности монополизовано «большой четвёркой». «Хокер Сидли груп» («Hawker Siddeley Group») и «Бритиш эркрафт» («British Aircraft») (авиа- и ракетостроение), «Уэстленд эркрафт» («Westland Aircraft») (вертолётостроение), «Роллс-Ройс» («Rolls-Royce») и её дочерней фирмой «Бристол Сидли энджинс» («Bristol Siddeley Engines») (авиадвигатели). Во Франции большая часть авиатехники выпускается тремя компаниями. «Сюд-авиасьон» («Sud-Aviation»), «Нор-авиасьон» («Nord-Aviation») и «Марсель Дассо» («Marcel Dassault»), в ФРГ — пятью. «Ферайнигте флюгтехнише верке» («Vereinigte Flugtechnische Werke»), «Бёльков» («Bölkow»), «Дорнье» («Dornier»), «Мессершмитт» («Messerschmitt»), «Гамбургер флюгцойгбау» («Hamburger Flugzeugbau»).

В Японии на долю четырёх фирм приходится до 97% всего производства авиатехники, в том числе у «Мицубиси хэви индастрис» («Mitsubishi Heavy Industries») сосредоточено 50%. В Италии выпуском авиатехники занимается практически только «ФИАТ» («FIAT»). Наряду со специальными А.- и р. М. Известную роль в развитии этой отрасли производства играют также компании других отраслей, в том числе автомобильные ["Дженерал моторс" («General Motors»), «Форд» («Ford») и «Крайслер» («Chrysler») в США, «ФИАТ» в Италии], электротехнические ["Дженерал электрик" («General Electric»), «Вестингауз электрик» («Westinghouse Electric») и «Уэстерн электрик» («Western Electric») в США]. Монополии США по своей мощи значительно превосходят компании других стран.

Шестёрка авиаракетных корпораций США входит в число 50 крупнейших промышленных монополий капиталистического мира. Число занятых в одной только «Боинг» («Boeing») превышает 125 тыс., тогда как в Англии во всей отрасли занято около 250 тыс., а во Франции 100 тыс. Чел. По величине активов и числу занятых с монополиями США может сравниться только английская «Хокер Сидли груп», уступающая, однако, им по размерам оборота. Корпорации США обладают монополией на такие важные виды продукции, как стратегические ракеты, межконтинентальные воздушные лайнеры и др. По их лицензиям работают многие авиакомпании Европы, Канады и Японии. Развитие западно-европейских авиаракетных компаний затруднено как конкуренцией мощных монополий США, так и относительной узостью внутреннего рынка этих стран.

Ёмкость рынка западно-европейских стран для продукции гражданской авиатехники составляет 40%, а для военной авиационной продукции около 20% ёмкости рынка США. Конкуренция монополий США и высокие темпы технического прогресса, приводящие к строительству более дорогих и сложных машин, вызвали серию слияний и поглощений среди авиаракетных компаний ведущих западно-европейских стран и вынуждают их кооперироваться при разработке отдельных проектов. В 1967 приняты решения о слиянии двух ведущих компаний Англии («Хокер Сидли груп» и «Бритиш эркрафт»), трёх в ФРГ («Бёльков», «Мессершмитт» и «Ферайнигте флюгтехнише верке») и о реорганизации французской авиаракетной промышленности с целью дальнейшей её концентрации и специализации.

Большое военно-стратегическое значение А.- и р. Монополий и капиталоемкость производства обусловили высокое развитие государственно-монополистических тенденций в этой отрасли. Государство субсидирует и финансирует производство, а также значительную часть исследовательских работ монополий. В США и Великобритании многие авиационные предприятия были построены в годы 2-й мировой войны на государственные средства, а затем переданы на льготных условиях частному капиталу. Большое участие государство принимает в реорганизации авиа- и ракетостроения в Великобритании и в особенности во Франции, где оно является собственником ведущих авиационных компаний. А.- и р. Монополии США тесно связаны с военным ведомством. В их руководящие органы входит большое число отставных генералов и адмиралов, в частности, только на «Дженерал дайнемикс» («General Dynamics») работает около 190 бывших высокопоставленных военных.

А.- и р. М. Представляют собой мощные военно-промышленные концерны, в оборотах которых военная и космическая продукция занимает от 50% до 90%. Крупнейшие из них выступают генеральными подрядчиками по комплексным системам оружия. По сумме получаемых военных заказов А.- и р. М. США занимают первые места среди промышленных компаний страны. В 1965 «Локхид» («Lockheed») получила военные заказы на сумму 1,7 млрд. Долларов, «Дженерал дайнемикс» 1,1 млрд., «Мак-Доннелл» 855 млн., «Норт-Американ» 745 млн.,"Юнайтед эркрафт" 632 млн. И «Боинг» 583 млн. Долларов. Правительственные заказы на военную и космическую технику служат источниками высоких прибылей. Особенно наживаются А.- и р. М. В периоды военных действий. По сравнению с 1935 валовой доход 8 авиаракетных компаний США увеличился в 1940 в 91 раз, в 1945 более чем в 210 раз.

Только за 1964—66 в связи с агрессией США во Вьетнаме валовая прибыль А.- и р. М. США выросла в 1,5 раза и составила почти 2 млрд. Долларов. А.- и р. М. Ведут постоянную борьбу за получение правительственных заказов, исход которой зачастую решают не объективные показатели, а связи с военным ведомством. Ярким примером является скандальный случай с крупнейшим в истории США многомиллиардным (6,5 млрд. Долларов) заказом на производство военных самолетов FB-111. Несмотря на то, что «Боинг» представила более экономичный и технически более совершенный проект, этот заказ в 1962 был выдан фирме «Дженерал дайнемикс», т. К. Её поддержали некоторые руководящие военные деятели. Построенный ею самолёт оказался в несколько раз дороже запроектированного и не соответствовал обусловленным тактико-техническим характеристикам.

Крупнейший по числу занятых А.-и р. М. Является концерн «Боинг» (США), занимающий 1-е место в мире по производству воздушных лайнеров, один из ведущих поставщиков реактивных транспортных самолётов и вертолётов, а также известного бомбардировщика В-52, генеральный подрядчик по выпуску системы оружия «Минитмен». Поставки правительству составляют в среднем 50%, в отдельные годы до 70% всех продаж монополии. «Боинг» входит в сферу влияния калифорнийской финансовой группы и группы «Фёрст нэшонал сити банк» («First National City Bank»). Занимающая первое место по размерам оборота «Норт-Американ-Рокуэлл» («North-American-Rockwell», США) создана в 1967 путём слияния двух корпораций. 1) контролируемой Дюпонами « Норт-Американ авиэйшен», выпускающей ракетные двигатели и космическую технику (40% её продукции), в том числе космические корабли «Аполлон», и 2) «Рокуэлл стандард», выпускающей узлы и компоненты для авиаракетной, автомобильной и другой техники.

Монополия «Мак-Доннелл-Дуглас» («McDonnell-Douglas», США) основана в 1967 после того, как одна из ведущих авиаракетных корпораций «Мак-Доннелл», выпускающая в основном военную и космическую продукцию, поглотила компанию «Дуглас эркрафт» («Douglas Aircraft»), важное место в продукции которой занимали гражданские самолёты. «Дженерал дайнемикс» (США) выпускает почти исключительно военную и космическую технику и является одним из крупнейших поставщиков управляемых снарядов, военных самолётов, подводных лодок. Контролируется группами Лимена и Крауна. Монополия известна рядом неудачных проектов (FB-111 и др.). 90% продукции концерна «Локхид» (США), находящегося в сфере влияния калифорнийской финансовой группы, приходится на военную и космическую технику.

Он занимает одно из ведущих мест в области создания стратегических баллистических ракет, является генеральным подрядчиком по производству ракет «Поларис» для атомных подводных лодок. По его лицензии в ФРГ, Японии, Италии, Бельгии и Нидерландах построены истребители-бомбардировщики F-104 «Старфайтер». «Юнайтед эркрафт» (США) специализируется на выпуске мощных реактивных и турбовинтовых двигателей, электронной аппаратуры «Норден» и вертолётов, по производству которых она занимает 2-е место в США. По её лицензиям строятся вертолёты в Англии, Франции и Японии. Контролируется Гарриманами и «Фёрст нэшонал сити банк». На долю авиаракетной продукции приходится около 70% объёма производства английской монополии «Хокер Сидли груп».

Она занимает важные позиции в производстве авиадвигателей и другой авиатехники в Канаде [через дочернюю фирму «Де Хэвил-ленд эркрафт оф Канада» («De Havil-land Aircraft of Canada»)]. По проекту реорганизации авиаракетостроения Франции, принятому в 1967, государственные компании «Сюд-авиасьон» и «Нор-авиасьон» сосредоточат в своих руках выпуск соответственно гражданской авиапродукции и ракетной техники, а строительство военных самолётов будет сконцентрировано на предприятиях частной компании «Марсель Дассо». Ведущее место в самолётостроении ФРГ занимает компания «Ферайнигте флюгтехнише верке», 35% акционерного капитала которой принадлежит Круппу, 26% «Юнайтед эркрафт» (США) и 12% семье Хейнкель. Она создана в 1963 путём слияния компаний «Фокке-Вульф» и «Везер», в 1964 к ней присоединилась фирма «Э.

Хейнкель». В ней занято 10 тыс. Человек. Компания в 1967 освоила серийное производство разработанных совместно с французскими компаниями военно-транспортных самолётов для западно-германского бундесвера и французских ВВС. И. А. Агаянц.

Значения в других словарях
Аветисян

(настоящая фамилия Восканян) Авет Маркосович [р. 12(24).11.1897], армянский советский актёр, народный артист СССР (1962). Член КПСС с 1942. В 1917 начал сценическую деятельность. Один из основателей и ведущих актёров армянского Театра им. Сундукяна (Ереван), в котором работает с 1922. Сценические образы А. Отмечены народным характером, сочным юмором. Лучшие роли. Замбахов, Парсиг («Хатабала», «Разорённый очаг» Сундукяна), Сагател («Из-за чести» Ширванзаде), Амо («На заре» Гулакяна), Балабек («Оп..

Аветисян Авет Маркосович

Аветисян (настоящая фамилия Восканян) Авет Маркосович [р. 12(24).11.1897], армянский советский актёр, народный артист СССР (1962). Член КПСС с 1942. В 1917 начал сценическую деятельность. Один из основателей и ведущих актёров армянского Театра им. Сундукяна (Ереван), в котором работает с 1922. Сценические образы А. Отмечены народным характером, сочным юмором. Лучшие роли. Замбахов, Парсиг («Хатабала», «Разорённый очаг» Сундукяна), Сагател («Из-за чести» Ширванзаде), Амо («На заре» Гулакяна), Бал..

Авиа...

(от латинского avis — птица) составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «авиационный» (например, авиапочта, авиабаза). ..

Авиагоризонт

гироскопический прибор для измерения углов крена и тангажа летательного аппарата. Угол тангажа — угол между продольной осью аппарата и горизонтальной плоскостью, а угол крена — угол наклона продольной плоскости аппарата к вертикали. Основные части А. — Гироскоп с тремя степенями свободы, сохраняющий положение своей оси в пространстве неизменным, и маятниковая система коррекции, устраняющая отклонения оси ротора гироскопа от истинной вертикали. Во всех случаях несовпадения оси ротора гироскопа с..

Дополнительный поиск Авиа- и ракетостроительные монополии Авиа- и ракетостроительные монополии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Авиа- и ракетостроительные монополии" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Авиа- и ракетостроительные монополии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 36 символа