Махаяна
(санскр. — большая колесница, или великий путь) самоназвание крупнейшей, наряду с хинаяной (См. Хинаяна), разновидности Буддизма. Прослеживается по литературным памятникам с 1 века до н. Э., хотя возможность развития буддизма в сторону М. Наметилась ещё на первых буддийских соборах 5—3 веков до н. Э., на которых активно выступали сторонники широкой миссионерской деятельности, допущения мирян в буддийскую сангху (общину) и смягчения правил религиозного послушания. Формирование М. Связано с именами Нагарджуны (См. Нагарджуна), Асанги, Ашвагхоши и Арьядевы — крупнейших представителей религиозно-философской мысли буддизма 1—5 веков. Высшим религиозным идеалом в М. Считается Бодхисатва — универсальный, но воплощённый в личности космический принцип связанности взаимным состраданием и взаимной помощью всех существ, стремящихся к освобождению от пут мирского существования.
В отличие от архата — идеального святого хинаяны, добивавшегося личного освобождения строгим соблюдением канонических и ритуальных предписаний, бодхисатва выступает как образец для других. Он сам не освобождается до тех пор, пока все до единого живые существа, стремящиеся к освобождению, не сумеют воспользоваться его примером и не достигнут нирваны (См. Нирвана). Более конкретно понятие бодхисатвы связано с накоплением личностью определённого набора предельных качеств (так называемых парамит). Сверхмилосердия, сверхнравственности, сверхтерпения, сверхэнергичности, сверхсосредоточения и сверхзнания. Центральное место в культе М. Занимает символика «трёх тел Будды». «тела Закона» («Дхармакая») — образа вселенского духовного бытия Будды.
«тела Наслаждения» («Самбхогакая») — идеального образа Будды, ниспосылаемого ученикам, находящимся в йогическом трансе. «тела Призрачного» («Нирманакая») — материального человеческого облика Будды как субъекта образцового религиозного поведения. Религиозная символика М. Строится в виде сложного пантеона божеств, воплощающих персонализованные ценности достижения конечного освобождения. Важнейшие из них. Будда-Амитабха, или воплощённый в мире дух буддизма. Будда-Авалокитешвара, или обращенное на мир сострадание. Будда-Майтрея, или надежда мира. В основу канонической литературы М. Легли 9 главных сутр (См. Сутры) (так называемые Вайпулья-сутры). Основные философские школы М. Йогачара (См. Йогачары), или виджнянавада (основатель Асанга), и Мадхьямика, или шуньявада (основатель Нагар джуна).
С М. Связано развитие тантристских учений буддийской йоги (См. Йога). С первых веков н. Э. М. Начала распространяться в Китае, Тибете, Корее, Японии, позже в Монголии и других странах. Большинство канонических текстов М. В Индии было составлено на санскрите, в странах распространения М. — также на местных языках. Для М. Характерны пышные религиозные обряды. Лит. Асвагоша, Жизнь Будды, М., 1913. Арнольд Э., Свет Азии, 2 изд., СПБ, 1906. Шюрэ Э., Сакия-Муни древний мудрец, М., 1897. Suzuki D. Т., Outlines of Mahâyâha Buddhism, L., [1907]. Sogen J., Systems of Buddhistic thought, Calc., 1912. См. Также литературу при статье Буддизм. А. М. Пятигорский..
Дополнительный поиск Махаяна
На нашем сайте Вы найдете значение "Махаяна" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Махаяна, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа