Машиностроительные монополии

79

капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистических стран (металлообрабатывающее, металлургическое, энергетическое, подъёмно-транспортное, строительное, дорожное, сельскохозяйственное, химическое, нефтяное, насосно-компрессорное, холодильное, целлюлозно-бумажное, текстильное, кожевенное, пищевое, полиграфическое оборудование и др.) имеется ряд крупных компаний (см. Таблицу). Крупнейшие монополии общего машиностроения капиталистического мира (1972, млн. Долларов)1 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Год основания | Оборот по | Активы  | Собственный | Число | | | | продаже |  | капитал | занятых | | | | |  | | (тысяч | | | | |  | | человек) | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Хитати» (Япония) | 1910 | 4354 | 6272  | 1576 | 151 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Мицубиси хэви индастрис» | 1870 | 3981 | 7264  | 663 | 111 | | (Япония) | | |  | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Интернэшонал харвестер» (США)  | 1902 | 3493 | 2574  | 1198 | 100 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Катерпиллар трактор» (США) | 1925 | 2602 | 1912  | 1160 | 67  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Гутехоффнунгсхютте» (ФРГ) | 1873 | 2329 | 1873  | 191 | 90  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Зингер» (США) | 1873 | 2218 | 1609  | 763 | 117 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Броун, Бовери» (Швейцария) | 1891 | 1776 | 2247  | 194 | 92  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Дир энд Ко» (США) | 1911 | 1500 | 1554  | 800 | 45  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Масси-Фергюсон» (Канада) | 1847 | 1190 | 1057  | 444 | 46  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Комбасчен инджиниринг» (США)  | 1910 | 1180 | 740 | 295 | 35  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «СКФ» (Швеция) | 1907 | 1048 | 1357  | 550 | 65  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Аллис-Чалмерс» (США)  | 1901 | 960 | 835 | 390 | 28  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Бабкок энд Уилкокс» (США) | 1881 | 956 | 717 | 317 | 34  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Студебекер-Уортингтон»2 (США) | 1967 | 879 | 876 | 302 | 27  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Зульцер» (Швейцария) | 1834 | 764 | 1074  | 569 | 37  | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | «Шнейдер» (Франция) | 1836 | 554 | 125 | 209 | 55  | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке.

2 Образована слиянием «Уортингтон» (основана в 1916) и «Студебекер» (основана в 1903). В металлургическом машиностроении ведущее положение занимают 4 монополии США (на которые в 1971 приходилось примерно 85 % общего производства металлургического оборудования в стране), 5 компаний ФРГ и по 3 Великобритании, Франции и Японии, 2 из которых — «Мицубиси хэви индастрис» (Mitsubishi Heavy Industries) и «Хитати» (Hitachi) сильно диверсифицированы, являясь одновременно судостроительными компаниями, а также изготовителями энергетического и другого оборудования и транспортных средств. Основными поставщиками энергетического оборудования являются две швейцарские фирмы — «Броун, Бовери» (Brown, Boveri) (выпускающая также электротехническое оборудование), дизелестроительная «Зульцер» (Sulzer) и французский концерн «Шнейдер» (Schneider).

Главную роль на рынке атомных реакторов занимают 4 американские монополии, а также 12 компаний других стран — ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии (по две), Швеции и Канады (по одной). В США их основными изготовителями являются электротехнические монополии — «Дженерал электрик» (General Electric), «Вестингауз электрик» (Westinghouse Electric) (в 1970 на их долю приходилось соответственно 39 % и 29 % всех произведённых в США реакторных установок), «Комбасчен инджиниринг» (Combustion Engineering) (20 %), выпускающая, кроме того, металлургическое, нефтеперерабатывающее, подъёмно-транспортное и холодильное оборудование, и «Бабкок энд Уилкокс» (Babcock and Wilcox) (12 %), производящая также энергетическое, насосно-компрессорное и химическое оборудование.

В ФРГ — «Гутехоффнунгсхютте» (Gutehoffnungshütte) и «Крафтверке унион» (Kraftwerke Union) и т. Д. В тракторостроении основных капиталистических стран господствует также небольшое число монополий. В США 75 % производства тракторов в 1971 приходилось на 8 компаний — «Интернэшонал харвестер» (International Harvester), «Катерпиллар трактор» (Caterpillar Tractor), «Дир энд Ко» (Deere and Со), «Аллис-Чалмерс» (Allis-Chalmers ), автомобильную — «Форд» (Ford) и др. В Великобритании их производство сосредоточено в основном у 6 фирм, причём на долю двух из них — английского отделения «Масси-Фергюсон» (Massey-Ferguson) и филиала «Форда» приходится примерно 75 % общего выпуска тракторов в стране. Во Франции 4 компании производят около 90 %, в ФРГ 6 фирм — более 60 % и в Италии 4 компании — примерно 80 % всей продукции тракторостроения этих стран.

В производстве подшипников ведущее место занимает шведская фирма СКФ (SKF) (около 25 % выпуска капиталистического мира). Уровень монополизации в ряде отраслей общего машиностроения не высок. Выпуском, например, станков и кузнечно-прессового оборудования заняты сотни компаний, из них небольшое число крупных. Так, в США, занимающих 1-е место среди капиталистических стран в производстве металлообрабатывающего оборудования, в 1970 только 3 фирмы входили в число 400 крупнейших американских монополий. В целом уровень концентрации производства, а также концентрации и централизации капитала в общем машиностроении ниже, чем в электротехническом и транспортном машиностроении. Для монополий (особенно американских) ряда отраслей общего машиностроения (как и для электротехнического и транспортного машиностроения) характерен вывоз капитала — создание филиалов и дочерних предприятий как в промышленно развитых капиталистических государствах, так и в развивающихся странах.

Наиболее широко монополии США проникли в тракторостроительную промышленность Западной Европы, а также ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, «Интернэшонал харвестер» имеет тракторостроительные заводы во Франции, ФРГ и Великобритании и более 20 предприятий по производству и сборке тракторов и сельскохозяйственных машин в развивающихся странах. У «Дир энд Ко» филиалы находятся в ФРГ, Франции и Швейцарии, а у «Аллис-Чалмерс» — в Италии и Бельгии. Международная канадско-англо-американская компания «Масси-Фергюсон», помимо крупных заводов в этих 3 странах, имеет филиалы в ФРГ, Франции и Италии и около 20 предприятий по сборке тракторов и сельскохозяйственных машин в развивающихся странах. В целом на долю 4 указанных тракторостроительных монополий, а также компании «Форд» (имеющей дочерние компании, выпускающие тракторы в Великобритании и Бельгии) вместе со всеми их заграничными филиалами и контролируемыми предприятиями приходится около 60 % мирового капиталистического производства колёсных тракторов.

У крупнейшей американской компании по производству дорожно-строительного оборудования и гусеничных тракторов «Катерпиллар трактор» дочерние компании и филиалы находятся в 11 странах, где ею контролируются 17 предприятий. «Комбасчен инджиниринг» имеет отделения и филиалы в 8 странах Западной Европы, «Студебекер-Уортингтон» (Studebaker-Worthington), выпускающая насосно-компрессорное, энергетическое, химическое и холодильное оборудование, — в 7 странах, а известный поставщик бытовых, а также промышленных швейных машин, конторского и электронного оборудования американская компания «Зингер» (Singer) — в 10 странах Западной Европы и в ряде развивающихся стран. Монополии общего машиностроения значительную долю выпускаемой продукции поставляют на внешние рынки.

Расширению экспорта продукции общего машиностроения, несмотря на обострение конкурентной борьбы, способствуют усиливающаяся специализация и научно-технический прогресс, ускоряющий моральный износ находящихся в эксплуатации машин и оборудования и приводящий к созданию нового и совершенствованию существующего оборудования. См. Также Автомобильные монополии, Авиа- и ракетостроительные монополии, Картель международный, Электротехнические и электронные монополии. А. А. Змеев..

Значения в других словарях
Машиностроительное и приборостроительное образование

отрасль технического образования, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию, исследованию, технологии производства, испытанию и эксплуатации машин, приборов, аппаратов, оборудования и др. Истоки М. И п. О. В России относятся к началу 18 века, когда в Москве была организована Школа математических и навигацких наук (1701). Основы теории и практики машиностроения и приборостроения заложены М. В. Ломоносовым и механиками-изобретателями ..

Машиностроительные и механические институты

вузы, готовящие инженеров для общего и специального машиностроения и приборостроения, в том числе электромашиностроения, электроприборостроения и др. В 1972/73 учебном году в СССР было 16 М. И м. И., в том числе и машиностроительных. Брянский транспортного машиностроения (основан в 1930), Ворошиловградский (1960), Всесоюзный заочный (1936, Москва), Запорожский (1930), Кировоградский сельскохозяйственного машиностроения (1967), Курганский (1959), Могилёвский (1961), Московский станкоинструментал..

Машиносчётная станция

(МСС) организация, выполняющая вычисления, связанные с обработкой статистической, бухгалтерской и планово-экономической информации. Основное оборудование МСС состоит из счётно-перфорационных комплектов. Перфораторов, контрольников, сортировальных машин (См. Сортировальная машина) и Табуляторов. Как правило, имеется несколько клавишных вычислительных машин (См. Клавишная вычислительная машина). Крупные хозрасчётные МСС получили название фабрик механизированного счёта (ФМС). При объёмах работ, нед..

Машкин

Николай Александрович [28.1(9.2).1900, село Соколки, ныне Бугульминского района Татарской АССР, — 15.9.1950, Москва], советский историк античности, доктор исторических наук (1942), профессор (1939). Окончил МГУ в 1921. Заведующий кафедрами древней истории Московского института истории, философии и литературы (с 1941) и МГУ (с 1943). Заведующий сектором древней истории Института истории АН СССР (с 1948). Основной труд — «Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность» (1949. Государствен..

Дополнительный поиск Машиностроительные монополии Машиностроительные монополии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Машиностроительные монополии" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Машиностроительные монополии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 28 символа