Медицинское образование

67

система подготовки и усовершенствования Врачей и провизоров, среднего медицинского персонала и научно-педагогических медицинских кадров. Истоки М. О. Восходят к 3-му тысячелетию до н. Э. (см. Медицина). В России подготовка медицинских кадров началась со 2-й половины 17 века, когда в 1654 при Аптекарском приказе была создана медицинская школа с целью подготовки врачей (лекарей) для нужд армии. С открытием в 1707 госпитальной школы при Московском генеральном госпитале подготовка врачей приобрела систематический характер. В 1764 был основан медицинский факультет Московского университета, который вместе с открытой в 1798 в Петербурге Медико-хирургической академией сыграл важную роль в развитии М. О. И медицинской науки в России.

Накануне Октябрьской революции 1917 в России было 17 высших медицинских учебных заведений, в которых обучалось 8,6 тысячи студентов, ежегодный выпуск составлял 900 врачей. Медицинские вузы были расположены в основном в Центральной России, на Украине и в Прибалтике. В Средней Азии, Казахстане, Закавказье, Белоруссии их не было. В 1918—22 открылось 16 новых медицинских вузов, в том числе в Закавказье, Средней Азии, Белоруссии. Пересмотрены учебные планы, расширено преподавание профилактических дисциплин, созданы кафедры социальной гигиены, поставлена задача развития профилактического направления при изучении клинических дисциплин. В 1928 введена обязательная производственная практика после 4-го курса. В 1930 медицинские факультеты университетов реорганизованы в самостоятельные медицинские институты и переданы в ведение органов здравоохранения.

Медицинские институты, кроме врачей общего лечебного профиля, стали готовить санитарных врачей и врачей-педиатров. С 1936 организована подготовка врачей-стоматологов и провизоров в стоматологических и фармацевтических институтах (факультетах). В 1940 выпуск врачей и провизоров составил 16,4 тысячи человек. С 1945 начался новый этап совершенствования высшего М. О. Срок обучения на лечебных, педиатрических и санитарно-гигиенических факультетах был увеличен с 5 до 6 лет, а в стоматологических и фармацевтических институтах, факультетах (с 1949) с 4 до 5 лет. В районах Дальнего Востока, Сибири, Казахстана, Средней Азии организованы новые медицинские институты. В 1972/73 учебном году в СССР было свыше 90 медицинских и фармацевтических институтов и факультетов при университетах (см.

Медицинские институты). В 1966—72 выпущено свыше 250 тысяч специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Система советского М. О. Строится с учётом новых требований, предъявляемых к здравоохранению современным уровнем развития медицинской науки и практической медицины. Подготовка врачей ведётся по специальностям. Лечебное дело, педиатрия, санитария, стоматология. Фармацевтические институты (факультеты) готовят специалистов по фармации. На первых двух курсах осуществляется доклиническая, общебиологическая и общественно-политическая подготовка, которая в основном одинакова для всех факультетов. Дифференциация учебных планов начинается с 3-го курса, когда вводятся специальные дисциплины, общая врачебная подготовка, содержание которой различно для каждого факультета.

Подготовку в области основных клинических и гигиенических дисциплин (терапии, хирургии, акушерства и гинекологии, педиатрии, гигиены, эпидемиологии и т. Д.) студенты получают в основном на 4—6-м курсах. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» определены главные задачи в области высшего М. О. Введена система первичной специализации (Интернатура) врачей — выпускников лечебных и педиатрических факультетов — на базе лечебно-профилактических учреждений. Интернатуре предшествует специализация студентов 6-го курса по основным профилирующим дисциплинам (субординатура). Додипломная и последипломная специализация позволила перейти от подготовки врачей общего лечебного профиля к подготовке специалистов по основным клиническим дисциплинам, на базе которой возможно в дальнейшем приобретение более узких специальностей.

Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в системе аспирантуры и клинической ординатуры (См. Ординатура). На 1 января 1973 в медицинских институтах обучалось около 5,5 тысяч аспирантов и свыше 7,5 тысяч клинических ординаторов. Создана сеть факультетов повышения квалификации преподавателей медицинских (фармацевтических) вузов. В 1968—73 слушателями этих факультетов были свыше 16,5 тысяч преподавателей. В 1973 усовершенствование и специализация врачей и провизоров осуществлялись 13 институтам и усовершенствования врачей и 23 факультетами усовершенствования врачей и провизоров при медицинских и фармацевтических институтах. Различными видами усовершенствования и специализации в 1972 охвачено около 75 тысяч врачей и провизоров.

Подготовка фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, фельдшеров-лаборантов, медицинских сестёр (в том числе детского профиля), зубных врачей и техников, фармацевтов, техников по ремонту и монтажу рентгеновской и электромедицинской аппаратуры, техников-оптиков осуществляется в медицинских училищах (См. Медицинские училища). В учебных планах, кроме общеобразовательных, предусматривается комплекс общемедицинских клинических и специальных дисциплин. При изучении предметов клинических и специальных циклов большое внимание уделяется практической подготовке, учебной и производственной практике в учреждениях здравоохранения. За рубежом подготовка врачей ведётся в медицинских институтах, школах, на медицинских факультетах университетов, в медицинских академиях.

Сроки обучения 5—7 лет. По окончании высшего медицинского учебного заведения в ряде стран выпускники обязаны пройти одно-двух-годичную интернатуру (ФРГ, Финляндия, Швеция, СФРЮ и др.). Высшее М. О. В США включает 3 этапа. Домедицинское образование в колледже (3—4 года), медицинское образование в медицинской школе или колледже (4 года), стажировка и специализация (интернатура и резидентура). Лит. Петровский Б. В., Опыт и перспективы высшего медицинского образования и усовершенствования врачей в СССР, «Советское здравоохранение», 1967, № 6. Его же. Задачи совершенствования подготовки медицинских кадров, там же, 1971, № 5. Его же, Здоровье народа — важнейшее достояние социалистического общества, М., 1971. Багдасарьян С.

М., Очерки истории высшего медицинского образования, М., 1959. Овчаров В. К., К истории развития высшего медицинского образования в СССР, М., 1957. Ю. Ф. Исаков..

Значения в других словарях
Медицинский инструментарий

механические приспособления, позволяющие осуществлять диагностические и лечебные манипуляции в различных областях медицины. К М. И. Не относят более сложно устроенные медицинские приборы и аппараты, а также технические устройства с элементами автоматизации, даже если конечным звеном их являются инструменты (например, электронож или пневматические аппараты для обработки костей). Создание и использование М. И. Определяются потребностями практического здравоохранения, уровнем развития медицинской ..

Медицинский пункт

в СССР учреждение, предназначенное для проведения лечебно-профилактической работы. Создаётся в войсковых частях, пионерских лагерях, студенческих строительных отрядах, на станциях метрополитена, вокзалах, в аэропортах и т. П. М. П. Называют также этапы медицинской эвакуации действующих войск (батальонный М. П., полковой М. П., дивизионный М. П.). При определённых условиях (удалённость от больницы или поликлиники) для обслуживания немногочисленных групп рабочих создаются фельдшерские или врачебн..

Медицинское стекло

изделия из стекла (См. Стекло), предназначенные для хранения и упаковки лекарственных средств, инъекционных и бактериологических растворов или являющиеся предметами ухода за больными. К М. С. Относятся. Аптекарская посуда. Флаконы для антибиотиков. Ампулы, шприцы и другие предметы ухода за больными. Трубки, являющиеся полуфабрикатами для изготовления различных изделий. Аптекарская посуда вырабатывается из обесцвеченного, полубелого и цветного светозащитного стекла. Флаконы для антибиотиков выпу..

Медические звёзды

звёзды Медичи, название, данное Г. Галилеем (См. Галилей) четырём большим спутникам Юпитера, открытым в 1610 (по имени тосканского герцога Медичи). Название распространения не получило.. ..

Медицинское Образование

1) система подготовки и усовершенствования медицинских кадров. 2) совокупность знаний и навыков, необходимых для врача или среднего медицинского работника.. ..

Медицинское образование

IМедици́нское образова́ниесистема подготовки медицинских кадров, обеспечивающая изучение общеобразовательных и специальных дисциплин, а также овладение необходимыми практическими навыками. Развитие М.о. Определяется потребностями страны в медицинских кадрах и носит плановый государственный характер. Оно тесно связано с медицинской наукой и практикой здравоохранения. В результате развития сети медицинских институтов СССР занимает первое место в мире по обеспеченности врачами. В 1990 г. В СССР нас..

Медицинское Образование

1) система подготовки и усовершенствования медицинских кадров. 2) совокупность знаний и навыков, необходимых для врача или среднего медицинского работника.. ..

Дополнительный поиск Медицинское образование Медицинское образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Медицинское образование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Медицинское образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 23 символа