Мелодика стиха

162

система повышений и понижений голоса, используемых при организации стихотворной речи. В редких случаях М. С. Бывает канонизирована и образует основу системы стихосложения (См. Стихосложение). Китайское стихосложение основано на заданном соответствии между «ровными» и восходящими или нисходящими слоговыми ударениями в смежных стихах. Чаще М. С. Бывает более свободна и играет в стихе вспомогательную роль. Так, в сербо-хорватском или древнегреческом стихе используются восходящие и нисходящие словесные ударения. Так, в большинстве языков мира (в т. Ч. В русском) используются восходящие (в середине предложения) и нисходящие (в конце предложения) фразовые интонации (См. Интонация). Полная реализация М. С. Осуществляется лишь при декламации.

Основа интонационного рисунка задаётся при этом текстом, но детали привносятся декламатором. В русском стихе под М. С. Обычно разумеются два рода явлений, которые можно назвать микромелодикой и макромелодикой. 1) При членении стихотворного периода (строки, двустишия, четверостишия) в середине его голос обычно повышается, в конце понижается (отмечено чешским учёным Я. Мукаржовским). Внутри строки на слабоударных стопах голос повышается, на сильноударных понижается (отмечено советским стиховедом Г. Шенгели). Совпадения и несовпадения этой интонационной сетки ритма с интонационным движением синтаксиса в стихе дают сложный мелодический рисунок стихотворной речи. 2) При построении стихотворного текста (стихотворение, отрывка поэмы) в нём могут по-разному распределяться предложения вопросительные, восклицательные (с восходящей интонацией) и повествовательные (с нисходящей интонацией), причём их интонационное строение может и подчёркиваться, и приглушаться посредством периодического строения, Параллелизмов, антитез (См.

Антитеза), повторов и т.п. Эти приёмы складываются в три основных типа интонирования стиха (выделены Б. М. Эйхенбаумом) — декламативный (например, в оде), напевный (например, в романсной лирике), говорной (например, в басне), и некоторые промежуточные (элегия — между декламативным и напевным, послание — между декламативным и говорным). По др. Классификации (В. Е. Холшевников) выделяются лишь два типа интонирования — напевный (песенный и романсный) и говорной (ораторский и разговорный). М. С. — область малоисследованная. Лит. Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921. Его же, Мелодика стиха, в его кн. Вопросы теории литературы, Л., 1928. Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922. Бернштейн С.

И., Стих и декламация, в кн. Русская речь. Новая серия. Сб. 1, Л., 1927. Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960. Холшевников В., Основы стиховедения, 2 изд., Л., 1972. М. Л. Гаспаров.

Значения в других словарях
Мелодика

(от греч. Melōdikós — мелодический, песенный) 1) учение о мелодии. 2) мелодические особенности определённого произведения, области творчества или всего творчества композитора, произведений той или иной композиторской школы, области народного музыкального искусства.. ..

Мелодика речи

совокупность тональных средств, характерных для данного языка. Изменение частоты основного тона при произнесении фразы. Вместе с временными характеристиками речи (темп, паузы, смысловое продление) и её интенсивностью образует интонацию (См. Интонация) речи. Частота основного тона измеряется в гц. М. Р. Измеряется также в музыкальных интервалах (Кварта, Квинта, и т.д.). Различается мелодика слога, слова, фразы. В т. Н. Тональных языках (вьетнамский, китайский и др.) мелодика различает значение с..

Мелодия

IМело́дия (от греч. Melodía — пение, напев, песня, мелодия) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). М. — «самая существенная сторона музыки» (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других. Основные значения термина. Последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое (М. — линия, в противоположность гармонии, аккорду как объединению звуков в одновременности). Главный голос (например,..

Мелодрама

(от Мело. И Драма 1) жанр драматургии. Пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возник в конце 90-х гг. 18 в. Во Франции, достигнув наибольшего расцвета в 30—40-е гг. 19 в. Лучшие образцы М. (пьесы Ж. М. Монвеля, Э. Сувестра, Ф. Пиа и др.) несли протест против социальной несправедливости, религиозного фанатизма, показывали нищету и бесправие народа. Но постепенно М. Утратила демократическую, гуманистическу..

Мелодика Стиха

МЕЛОДИКА СТИХА - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе (ср. Интонация стихотворная), в частности, предложений вопросительных, восклицательных (с восходящей интонацией) и повествовательных (с нисходящей интонацией) в их соотнесенности с периодическим строением, параллелизмами, повторами и пр. Три основных типа мелодики стиха в лирике - стих декламативный (ода), напевный (романс) и говорной (напр., "Валерик" М. Ю. Лермонтова).. ..

Мелодика Стиха

МЕЛОДИКА СТИХА, система> распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе (сравни Интонация> стихотворная). Три основных типа мелодики стиха в лирике - стих декламативный (например, ода), напевный (например, романс>) и говорной (например, "Валерик" М.Ю. Лермонтова).. ..

Мелодика Стиха

Система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе (ср. Интонация стихотворная), в частности, предложений вопросительных, восклицательных (с восходящей интонацией) и повествовательных (с нисходящей интонацией) в их соотнесенности с периодическим строением, параллелизмами, повторами и пр. Три основных типа мелодики стиха в лирике - стих декламативный (ода), напевный (романс) и говорной (напр., "Валерик" М. Ю. Лермонтова).. ..

Мелодика стиха

МЕЛО´. ..

Дополнительный поиск Мелодика стиха Мелодика стиха

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мелодика стиха" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мелодика стиха, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 14 символа