Мелодика стиха
система повышений и понижений голоса, используемых при организации стихотворной речи. В редких случаях М. С. Бывает канонизирована и образует основу системы стихосложения (См. Стихосложение). Китайское стихосложение основано на заданном соответствии между «ровными» и восходящими или нисходящими слоговыми ударениями в смежных стихах. Чаще М. С. Бывает более свободна и играет в стихе вспомогательную роль. Так, в сербо-хорватском или древнегреческом стихе используются восходящие и нисходящие словесные ударения. Так, в большинстве языков мира (в т. Ч. В русском) используются восходящие (в середине предложения) и нисходящие (в конце предложения) фразовые интонации (См. Интонация). Полная реализация М. С. Осуществляется лишь при декламации.
Основа интонационного рисунка задаётся при этом текстом, но детали привносятся декламатором. В русском стихе под М. С. Обычно разумеются два рода явлений, которые можно назвать микромелодикой и макромелодикой. 1) При членении стихотворного периода (строки, двустишия, четверостишия) в середине его голос обычно повышается, в конце понижается (отмечено чешским учёным Я. Мукаржовским). Внутри строки на слабоударных стопах голос повышается, на сильноударных понижается (отмечено советским стиховедом Г. Шенгели). Совпадения и несовпадения этой интонационной сетки ритма с интонационным движением синтаксиса в стихе дают сложный мелодический рисунок стихотворной речи. 2) При построении стихотворного текста (стихотворение, отрывка поэмы) в нём могут по-разному распределяться предложения вопросительные, восклицательные (с восходящей интонацией) и повествовательные (с нисходящей интонацией), причём их интонационное строение может и подчёркиваться, и приглушаться посредством периодического строения, Параллелизмов, антитез (См.
Антитеза), повторов и т.п. Эти приёмы складываются в три основных типа интонирования стиха (выделены Б. М. Эйхенбаумом) — декламативный (например, в оде), напевный (например, в романсной лирике), говорной (например, в басне), и некоторые промежуточные (элегия — между декламативным и напевным, послание — между декламативным и говорным). По др. Классификации (В. Е. Холшевников) выделяются лишь два типа интонирования — напевный (песенный и романсный) и говорной (ораторский и разговорный). М. С. — область малоисследованная. Лит. Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921. Его же, Мелодика стиха, в его кн. Вопросы теории литературы, Л., 1928. Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922. Бернштейн С.
И., Стих и декламация, в кн. Русская речь. Новая серия. Сб. 1, Л., 1927. Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960. Холшевников В., Основы стиховедения, 2 изд., Л., 1972. М. Л. Гаспаров.
Дополнительный поиск Мелодика стиха
На нашем сайте Вы найдете значение "Мелодика стиха" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мелодика стиха, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 14 символа