Авиационная промышленность

201

зародилась в начале 20 в., как крупная отрасль промышленности развилась в годы 1-й мировой войны 1914—18, огромного роста достигла в период 2-й мировой войны 1939—45 и после неё. Относится к числу наиболее концентрированных отраслей современной индустрии. Авиационная промышленность СССР. Первые авиационные предприятия в России возникли в 1910—12. До 1917 насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (около 10 тыс. Рабочих). Декретом Советского правительства от 28 июня 1918 была проведена национализация авиазаводов, в том же году создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) (см. Авиация). В СССР современная А. П. Фактически создана в процессе социалистической индустриализации страны в период 1-й пятилетки 1929—32, когда был построен ряд крупных самолётостроительных и моторостроительных заводов, а также предприятий цветной и чёрной металлургии.

Бурно развивалась А. П. Во 2-й пятилетке 1933—37. Объём производства с 1933 по 1938 вырос в 5,5 раза. Коллективы конструкторских бюро под руководством виднейших авиаконструкторов А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, В. М. Петлякова, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. И. Микояна и М. И. Гуревича, С. А. Лавочкина и др. Создали ряд оригинальных конструкций самолётов, которые по своим лётно-тактическим характеристикам находились на уровне лучших зарубежных образцов. Советские конструкторы авиадвигателей В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов, В. А. Добрынин и др. Создали оригинальные типы авиадвигателей. На советских самолётах были выполнены рекордные беспосадочные перелёты Москва — США (1937) и др. Выдающуюся роль сыграла советская А. П. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945.

Заводы, эвакуированные из прифронтовой полосы в восточные районы страны, были в короткий срок восстановлены и расширены и обеспечивали Советскую Армию высококачественными боевыми и транспортными самолётами (истребители А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, штурмовики С. В. Ильюшина, бомбардировщики А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, В. М. Петлякова). Советская А. П. Превзошла А. П. Фашистской Германии, несмотря на то, что в период 2-й мировой войны производство самолётов в Германии возросло с 8,3 тыс. В 1939 до 39,8 тыс. В 1944 (включая производство в оккупированных странах). Выпуск самолётов в СССР составил 7900 в 1941, 22 800 в 1942, 35 000 в 1943, свыше 40 000 в 1944 и 20 900 за 1-ю половину 1945. В послевоенные годы А. П. Освоила производство турбореактивных двигателей конструкции А.

Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова, А. М. Люльки, П. А. Соловьёва, С. К. Туманского и др., что обеспечило создание новых, более совершенных боевых самолётов А. Н. Туполева, А. И. Микояна, В. М. Мясищева, П. О. Сухого, А. С. Яковлева. А. П. Технически перевооружила гражданский воздушный флот, обеспечив его современными первоклассными самолётами. Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134 конструкции Туполева, Ил-18, Ил-62 конструкции Ильюшина, Ан-10, Ан-22, Ан-24, Ан-12 конструкции Антонова, Як-40 конструкции Яковлева и др. Производятся также учебно-тренировочные и спортивные самолёты. На мировом чемпионате 1966 самолёты Як-18 заняли 1-е место. Большое развитие получило в СССР вертолётостроение (Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и др. Конструкции М. Л. Миля). В А. П. Широко применяются поточные линии, механизированные конвейеры, полуавтоматические и автоматические станки и станки с программным управлением, используются прогрессивные виды литья, объёмная и точная штамповка с минимальными припусками на обработку, различные виды сварки (полуавтоматические и автоматические).

В конструкции авиационной техники и технологического оснащения производств, участков применяются стандартизованные элементы. Значительный объём в А. П. СССР занимает производство предметов широкого потребления (холодильники, стиральные машины, катера, лодочные моторы и др.), а также прокатное производство из алюминиевых и титановых сплавов. Авиационная промышленность за рубежом. А. П. Получила развитие в некоторых зарубежных социалистических странах (Чехословакия, Польша, Китай). Среди капиталистических стран выделяется А. П. В США, Англии, Франции. США. Массовое производство самолётов развернулось в 1918 (было выпущено 14 200 самолётов). После 1-й мировой войны производство самолётов сократилось, а с 1936 быстро росло.

В 1939 выпущено 5911 самолётов. В период 2-й мировой войны А. П. США развивалась в больших масштабах. Строительство новых авиационных заводов поручалось крупным монополиям, однако в основном финансирование производилось за счёт государственных средств. В 1944 производство самолётов превысило 96 тыс. (при этом было привлечено большое количество других машиностроительных заводов, главным образом автомобильных). После окончания войны А. П. США осталась в основном военной отраслью, превышающей уровень производства довоенного периода. В 60-х гг. А. П. США превратилась в авиаракетную промышленность с производством самолётов, баллистических ракет и управляемых реактивных снарядов. В 1966 было выпущено 16,4 тыс. Гражданских самолётов и вертолётов.

Экспорт США в 1966 составил 3611 гражданских самолётов. Англия. В 1918 А. П. Англии выпустила свыше 32 тыс. Самолётов и 20 тыс. Двигателей. Однако в дальнейшем она резко сократила производство. В первые годы 2-й мировой войны, несмотря на ускоренное развитие А. П., военно-воздушные силы Англии уступали Германии. Англия закупала военные самолёты в США, а учебно-тренировочные в Канаде. В 1944 А. П. Англии выпустила около 30 тыс. Самолётов и около 65 тыс. Двигателей. После окончания 2-й мировой войны заводы Англии производят, помимо авиационной техники, ракеты и управляемые снаряды. Франция. В 1914 было изготовлено более 540 самолётов и 1100 авиадвигателей, в 1918 — 23 669 самолётов и около 44 600 авиадвигателей. Во время 2-й мировой войны Франция имела на вооружении самолёты устаревшей конструкции.

В 1965 авиакомпаниями Франции построено 383 самолёта и 820 авиадвигателей. Значительная часть продукции изготовлена по иностранным заказам и поставлена на внешний рынок. Производство самолётов в отдельных капиталистических странах (шт.) -------------------------------------------------------------- |  | 1963 | 1964  | 1965 | |-------------------------------------------------------------| | США* | 8121 | 10 067  | 12 646 | |-------------------------------------------------------------| | Англия | 450 | 319 | 415  | |-------------------------------------------------------------| | Франция  | 422 | 353 | 383  | -------------------------------------------------------------- * Гражданские, включая вертолёты.

В 1967 производство самолётов в США составило около 14 тыс. Штук. Из других капиталистических стран крупную А. П. Имеют Канада и Япония. В ФРГ до 1955 было запрещено вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области авиационной техники, однако к 1965 она достигла в этой области существенных результатов (см. Также Авиа- и ракетостроительные монополии). Лит. См. При статье Авиация. А. Н. Тер-Маркарян..

Значения в других словарях
Авиационная метеорология

см. Метеорология авиационная.. ..

Авиационная поддержка

одна из основных задач, выполняемых фронтовой (тактической) авиацией в интересах оперативных объединений (фронтов, армий) и соединений сухопутных войск. А. П. Осуществляется преимущественно силами и средствами истребительно-бомбардировочной авиации. Частично может привлекаться и бомбардировочная, а также истребительная авиация. Основным содержанием А. П. Является уничтожение средств ядерного нападения противника, пунктов управления и радиотехнических средств, уничтожение и подавление ближайших ..

Авиационная психология

отрасль психологии, исследующая психологические вопросы лётной деятельности. Результаты А. П. Используются для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты. А. П. Возникла в начале 20 в. В связи с развитием авиационной медицины (См. Авиационная медицина) и психологии труда (См. Психология труда), большая специфичность протекания психических процессов при выполнении полёта обусловила выделение А. П. В самостоятельную ди..

Авиационная физиология

раздел физиологии (См. Физиология), изучающий изменения в организме животных и человека в условиях полета при колебаниях барометрического давления, ускорениях, вибрациях и др. См. Также Авиационная медицина, Вибрация (влияние на организм), Гипоксия, Декомпрессионные заболевания, Невесомость (влияние на организм), Ускорение (влияние на организм). ..

Авиационная Промышленность

АВИАЦИОННАЯ промышленность (авиаракетно-космическая промышленность) - отрасль машиностроения, производящая летательные аппараты для гражданских и военных целей. Самолеты, вертолеты, космические аппараты и корабли, ракеты, а также их части, узлы и агрегаты. Возникла в нач. 20 в., крупной отраслью стала в годы между двумя мировыми войнами. Одна из наиболее технически развитых отраслей машиностроения с высокой степенью кооперирования и концентрации производства.. ..

Авиационная Промышленность

Авиационная промышленность - отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники».. ..

Авиационная Промышленность

Авиацио́нная промы́шленность(авиаракетно-космическая промышленность, АРКП), наукоёмкая, высокотехнологичная отрасль транспортного машиностроения, требующая больших научно-технических разработок и капиталовложений. В структуре отрасли выделяют самолёто– и вертолётостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Продукцию отрасли производят более 80 фирм в 20 странах мира. Авиалайнеров (магистральных пассажирских ..

Авиационная промышленность

— отрасль промышленности, осуществляющая научные исследования, разработки, опытное строительство, испытания и серийное производство летательных аппаратов, авиационных двигателей, бортовых систем и оборудования. Поставщиками многих комплектующих изделий для А. П. Являются радиотехническая, электронная и другие отрасли промышленности. Авиация, зародившаяся в начале XX в. — в США первый полёт братьев Райт на самолёте состоялся 17 декабря 1903, а первыми в Европе были полёты Сантоса-Дюмока в сентя..

Дополнительный поиск Авиационная промышленность Авиационная промышленность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Авиационная промышленность" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Авиационная промышленность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 26 символа