Мифологическая школа

133

направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Её философская основа — эстетика Ф. В. Шеллинга и братьев А. И Ф. Шлегелей, воспринимавших мифологию (См. Мифология) как «естественную религию». Для М. Ш. Характерно представление о мифологии как о «необходимом условии и первичном материале для всякого искусства» (Шеллинг), как о «ядре, центре поэзии» (Ф. Шлегель). Мысли Шеллинга и Ф. Шлегеля о том, что возрождение национального искусства возможно лишь при условии обращения художников к мифологии, развил А. Шлегель и разработали применительно к фольклору гейдельбергские романтики (Л. Арним, К. Брентано, И. Гёррес). Окончательно М. Ш. Оформилась в трудах братьев В. И Я. Гримм («Немецкая мифология», 1835).

Согласно их теории, народная поэзия имеет «божественное происхождение». Из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпическая песня, легенда и другие жанры. Фольклор — бессознательное и безличное творчество «народной души». Пользуясь методом сравнительного изучения, братья Гримм объясняли сходные явления в фольклоре разных народов общей для них древнейшей мифологией. М. Ш. Распространилась во многих странах Европы. Германии (А. Кун, В. Шварц. В. Манхардт), Англии (М. Мюллер, Дж. Кокс), Италии (А. Де Губернатис), Франции (М. Бреаль), Швейцарии (А. Пикте), России (А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер). М. Ш. Развивалась в двух основных направлениях. «этимологическом» (лингвистическая реконструкция начального смысла мифа) и «аналогическом» (сравнение сходных по содержанию мифов).

Первое представлено работами Куна («Нисхождение огня и божественного напитка», 1859. «О стадиях мифообразования», 1873) и Мюллера («Опыты по сравнительной мифологии», 1856. «Чтения о науке и языке», 1862—64). Пользуясь «палеолингвистической» методикой, Кун и Мюллер стремились реконструировать древнюю мифологию, объясняя содержание мифов обожествлением явлений природы — светил («солярная теория» Мюллера) или грозы («метеорологическая теория» Куна). В России принципы «этимологического» изучения мифов оригинально разработал Ф. И. Буслаев («Исторические очерки русской народной словесности и искусства», 1861). Он возводил героев былин к мифам о возникновении рек («Дунай»), о великанах, живущих в горах («Святогор»), и т.

П. Крайнее выражение солярно-метеорологическая теория получила у Миллера («Илья Муромец и богатырство киевское», 1869). В пределах «аналогического» направления возникла «демонологическая», или «натуралистическая», теория Шварца («Происхождение мифологии», 1860) и Манхардта («Демоны ржи», 1868. «Лесные и полевые культуры», 1875—77. «Мифологические исследования», 1884), которые объясняли происхождение мифов поклонением «низшим» демоническим существам. Своеобразный синтез различных теорий М. Ш. — «Поэтические воззрения славян на природу» (1866—69) А. Н. Афанасьева. Принципы М. Ш. Проявились в ранних работах А. Н. Пыпина («О русских народных сказках», 1856), А. Н. Веселовского («Сравнительная мифология и её метод», 1873). Методология и ряд теоретических выводов М.

Ш. Отклонены последующим развитием науки (в т. Ч. Представителями миграционной теории (См. Миграционная теория) и бывшими «мифологами» — Буслаевым, Веселовским). Вместе с тем М. Ш. Сыграла важную роль в развитии науки. Расширила представления о мифологии, обратившись наряду с античными к мифам древних индийцев, иранцев, германцев, кельтов, славян. Способствовала активному собиранию фольклора разных народов, поставила ряд важных теоретических проблем (в т. Ч. Проблему народности искусства). Заложила основы сравнительного изучения мифологии, фольклора и литературы (см. Сравнительно-историческое литературоведение). Критически оценивая преувеличение М. Ш. Роли мифологии в истории искусства, пришедшие ей на смену направления продолжали изучать проблему «мифологизма» фольклора и литературы, пользуясь добытыми ею обширными материалами.

О неомифологизме см. Ритуально-мифологическая школа. Лит. Соколов Ю. М., Русский фольклор, М., 1941. Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963. Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. — Л., 1963. Мелетинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963 (введение), В. Е. Гусев..

Значения в других словарях
Миф

Павел Александрович (псевдоним. Настоящие имя и фамилия Михаил Александрович Фортус) (3.8.1901 — 10.9.1939), советский партийный деятель, историк, доктор экономических наук (1935). Член Коммунистической партии с мая 1917. Родился в Херсонской губернии. Участник Гражданской войны 1918—20. В 1920—21 учился в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова. В 1923—25 на партийной работе на Украине. В 1925 проректор, с 1927 ректор университета трудящихся Китая им. Сунь Ят-сена (Москва). Одновреме..

Миф Павел Александрович

Миф Павел Александрович (псевдоним. Настоящие имя и фамилия Михаил Александрович Фортус) (3.8.1901 — 10.9.1939), советский партийный деятель, историк, доктор экономических наук (1935). Член Коммунистической партии с мая 1917. Родился в Херсонской губернии. Участник Гражданской войны 1918—20. В 1920—21 учился в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова. В 1923—25 на партийной работе на Украине. В 1925 проректор, с 1927 ректор университета трудящихся Китая им. Сунь Ят-сена (Москва). Одновр..

Мифология

(греч. Mythología, от mýthos — предание, сказание и lógos — слово, рассказ, учение) фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов, и наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земл..

Мифтахов

Сагит Мифтахович [10(23).1.1907, с. Красный Яр, ныне Нуримановского района Башкирской АССР, — февраль 1942], башкирский советский драматург. Член КПСС с 1925. Родился в крестьянской семье. В 1927 окончил Коммунистический университет трудящихся Востока. Был на партийной работе. Погиб на фронте. Печатался с 1925. Автор пьес «В стране панов» (пост. 1929, изд. 1932), «Кровь Урала» (пост. 1933), «Зимогоры» (пост. 1936, изд. 1944) и др. Драматургия М. Тесно связана с актуальными проблемами действител..

Мифологическая Школа

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в фольклористике и литературоведении - сложилась у немецких романтиков в 1-й трети 19 в. (Ф. В. Шеллинг, бр. А. И Ф. Шлегель, бр. В. И Я. Гримм). Выявляла основополагающую роль мифологии в возникновении и развитии фольклора и литературы. Выдвинула проблему народности искусства, заложила основы сравнительно-исторического изучения мифологии, фольклора и литературы. Ср. Ритуально-мифологическая теория.. ..

Мифологическая Школа

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - научное направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Философской основой для М.Ш. Послужила эстетика романтиков Шеллинга и братьев А. И Ф. Шле-гелей. Для них миф был первообразом поэзии, из которой затем развились наука и философия, а мифология являлась первичным материалом для всякого искусства, в ней следует искать "ядро, центр поэзии". Возрождение искусства возможно, согласно учению М.Ш., только на основе мифотворчества. В послед..

Мифологическая Школа

Научное направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Философской основой для М.Ш. Послужила эстетика романтиков Шеллинга и братьев А. И Ф. Шле-гелей. Для них миф был первообразом поэзии, из которой затем развились наука и философия, а мифология являлась первичным материалом для всякого искусства, в ней следует искать "ядро, центр поэзии". Возрождение искусства возможно, согласно учению М.Ш., только на основе мифотворчества. В последствии эти идеи развивал..

Дополнительный поиск Мифологическая школа Мифологическая школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мифологическая школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мифологическая школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 20 символа