Михайловский

95

IМихайло́вский Борис Васильевич [21.11(3.12).1899, Москва, — 23.2.1965, там же], советский литературовед, искусствовед, доктор филологических наук (1939). Профессор МГУ (1943—65). Заведующий сектором изучения М. Горького в институте мировой литературы АН СССР им. М. Горького (1946—60). Основные труды посвящены рус. Литературе 20 в. И творчеству Горького. Соч. Русская литература ХХ в. С 90-х годов XIX в. До 1917 г., М., 1939. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. До начала XVIII в., М. — Л., 1941 (совм. С Б. Пуришевым). Драматургия М. Горького эпохи первой русской революции, 2 изд., М., 1955. Творчество М. Горького и мировая литература. 1892—1916, М., 1965. Творчество М. Горького, 3 изд., переработ., М., 1969 (совм.

С Е. Тагером). Избранные статьи о литературе и искусстве, М., 1969. IIМихайло́вский Николай Георгиевич (1852—1906), русский писатель. См. Гарин (См. Гарин Н.) Н. IIIМихайло́вский (псевдонимы — Гроньяр, Посторонний, Профан и др.) Николай Константинович [15(27).11. 1842, Мещовск, ныне Калужской обл., — 28.1(10.2).1904, Петербург], русский публицист, социолог, один из теоретиков народничества (См. Народничество), литературный критик. Из дворян. Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в 1860. С 1868 — в журнале «Отечественные записки», сначала сотрудник, затем один из редакторов. В 1879 сблизился с организацией народников «Народная воля», публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости».

Высылался из Петербурга (в 1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала «Русское богатство», органа либеральных народников. Талантливый публицист, М. Пользовался большой популярностью в демократических и революционных кругах России конца 19 в. В работах «Литературные заметки», «Записки профана», «Письмо о правде и неправде», «Письма к учёным людям», «Письма постороннего в редакцию "Отечественных записок "» и др. Звал русскую интеллигенцию к служению интересам народа, пробуждал чувство личной ответственности за судьбы страны, отстаивал демократические традиции, выступал против идейной реакции. М. Считал себя хранителем и продолжателем традиции Н. Г. Чернышевского, однако в своём мировоззрении, особенно в философии, он «...сделал шаг назад от Чернышевского...» (Ленин В.

И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 335) к позитивизму. В социологии ему наравне с П. Л. Лавровым принадлежит разработка идеи о свободном выборе «идеала», которая философски обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в т. Н. Субъективном методе социологии, объявлявшем отдельную личность («неделимое») исходным пунктом исторического исследования и высшим мерилом общественного прогресса («Что такое прогресс?», «Аналогический метод в общественной науке». «Теория Дарвина и общественная наука», «Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность» и др.). Ложная в теоретическом отношении, эта «формула прогресса» М.

Тем не менее отвечала настроениям передовой разночинной интеллигенции, т. К. Выдвигала борьбу с существующим строем в качестве безоговорочного требования в деятельности развитой личности. Характер мировоззрения М. Определил его двойственное отношение к К. Марксу. Защищая «Капитал» Маркса от нападок либерального публициста Ю. Г. Жуковского («Карл Маркс перед судом Ю. Жуковского»), М., однако, не понял сущности теории и метода основоположника научного социализма. Как политический мыслитель М. Сформировался под воздействием революционного народнического движения 70-х гг. Пришёл к выводу о необходимости коренным образом изменить политический строй в стране. В 1879 написал знаменитые «Письма социалиста», развенчав в них идеологию аполитизма.

После покушения 1 марта 1881 на Александра II редактировал письмо Исполнительного комитета «Народной воли», в котором были изложены требования к Александру III. Разгром «Народной воли» и последовавшая за ним политическая и общественная реакция привели М. К идейному кризису, который выразился в его теории «героев и толпы», объяснявшей механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию [«Герои и толпа», «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)», «Патологическая магия», «Ещё о толпе» и др.]. В 80-е гг. Критиковал теорию «малых дел» (см. «Малых дел теория») и толстовство. В начале 90-х гг. Выступал против русских марксистов, огульно обвиняя их в защите капитализма и отказе от «наследства 60—70-х гг.».

В. И. Ленин, Г. В. Плеханов доказали несостоятельность доктрины крестьянского социализма, которую отстаивали М. И другие либеральные народники. М. — литературный критик продолжал традиции школы Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Он рассматривал писателя как нравственного судью общества, а литературу как голос совести, подвергающий действительность разбору с точки зрения определённого идеала. Литературно-критические работы М. Посвящены Л. Н. Толстому, Ф. М. Достоевскому, Г. И. Успенскому, В. М. Гаршину, М. Горькому и др. Значительный общественный резонанс получили статьи «Десница и шуйца Льва Толстого» и «Жестокий талант». М. Выступал, с одной стороны, против «чистого искусства», с другой — против натурализма. В. И. Ленин, беспощадно критикуя политические ошибки М., показывая теоретическую несостоятельность его мировоззрения, тем не менее выделял М.

Из либерально-народнических публицистов, отмечая не только его слабости и заблуждения, но и исторические заслуги перед освободительным движением (см. Там же, с. 336). Соч. Полн. Собр. Соч., т. 1—8, 10 (указат. Лит.), СПБ, 1906—14. Последние сочинения, т. 1—2, СПБ, 1905. Литературно-критические статьи, М., 1957. Лит. Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 1. Его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же. Его же, От какого наследства мы отказываемся, там же, т. 2. Его же, Народники о Н. К. Михайловском, там же, т. 24. Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, в его кн. Избранные философские произведения, т. 1, М., 1956.

Горев Б. И., Н. К. Михайловский, М., 1931. Бялый Г. А., Н. К. Михайловский, в кн. История русской критики, т. 2, М. — Л., 1958. История русской экономической мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960. Седов М. Г., К вопросу об общественно-политических взглядах Н. К. Михайловского, в сборнике. Общественное движение пореформенной России, М., 1965. Твардовская В. А., Н. К. Михайловский и «Народная воля», в сборнике. Исторические записки, в. 82, М., 1968. Хорос В. Г., Народническая идеология и марксизм (конец XIX в.), М., 1972. И. К. Пантин. Н. К. Михайловский.IVМихайло́вский (Михайловски) Стоян Николов (7.1.1856, Елена, — 3.8.1927, София), болгарский писатель. Родился в семье просветителя и педагога Н. Михайловского. Изучал юриспруденцию во Франции (1875—77). Известность приобрёл как баснописец, автор поэм и стихов, направленных против буржуазной реакции (сборник «Железные струны», 1890, «Сегодня молот — завтра наковальня», 1905).

В аллегорической поэме «Книга о болгарском народе» (1897) и сатирической прозе М. («Восточные легенды», 1904) содержится острая критика монархического правления в стране. Призыв разрушить мир насилия звучит в цикле стихов «Пролог к книге рабов» (1900), поэме «Точильщик» (1902). В первое десятилетие 20 в. В творчестве М. Обозначились религиозно-мистические тенденции. С реакционных позиций он выступал в публицистике. Соч. Избрани произведения, т. 1—2, С., 1960. В рус. Пер. — [Стихи], в кн. Антология болгарской поэзии, М., 1956. [Стихи], в кн. Болгарская поэзия, т. 1, М., 1970. Лит. Очерки истории болгарской литературы XIX—ХХ вв., М., 1959, с. 123—27. Тодоров А., С. Михайловски. Баснописец и сатирик, С., 1956. В. И. Злыднев. VМиха́йловский посёлок городского типа, центр Михайловского района Алтайского края РСФСР.

Расположен в Кулундинской степи, в 5 км от ж.-д. Станции Михайловка-Алтайская. Заводы. Сухого молока и железобетонных изделий. Зерноживотноводческий совхоз. Близ М. — добыча соды из озёр, в поселке Малиновое Озеро — крупный содовый комбинат.

Значения в других словарях
Михайловск

город в Нижнесергинском районе Свердловской обл. РСФСР. Расположен на западном склоне Урала, при слиянии рек Серга и Диомид, в 9 км от ж.-д. Станции Михайловский Завод (на линии Бердяуш — Дружинине) и в 140 км к Ю.-З. От Свердловска. Завод по обработке цветных металлов, бумажная фабрика, совхоз. ..

Михайловские курганы

группа курганов (свыше 400 насыпей) 2-й половины 10 — начала 11 вв. У с. Михайловское близ г. Ярославля. Исследовались с конца 19 в. По 1961. Содержали трупосожжения и трупоположения. В погребениях найдены лепная керамика, фибулы, мечи, копья, стрелы, арабские монеты и др. М. К. Оставлены местным финским населением и пришлыми славянскими племенами. Имеются единичные захоронения дружинников и богатых женщин (со скандинавскими фибулами и восточными бусами), но преобладают захоронения с бедным инв..

Михайловский (пос. гор. типа в Алтайском крае)

Михайловский, посёлок городского типа, центр Михайловского района Алтайского края РСФСР. Расположен в Кулундинской степи, в 5 км. ..

Михайловский Борис Васильевич

Михайловский Борис Васильевич [21.11(3.12).1899, Москва, — 23.2.1965, там же], советский литературовед, искусствовед, доктор филологических наук (1939). Профессор МГУ (1943—65). Заведующий сектором изучения М. Горького в институте мировой литературы АН СССР им. М. Горького (1946—60). Основные труды посвящены рус. Литературе 20 в. И творчеству Горького.Соч. Русская литература ХХ в. С 90-х годов XIX в. До 1917 г., М., 1939. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XI..

Михайловский

МИХАЙЛОВСКИЙ Н. Г., см. ГАРИН Н.2.. ..

Михайловский

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842 - 1904), социолог, публицист, литературный критик, идеолог народничества. В 1870 - 80-х гг. Один из редакторов журнала "Отечественные записки", с начала 90-х гг. - журнала "Русское богатство". Сторонник субъективного метода в социологии, автор> теории "героев и толпы" (взаимоотношение лидеров и масс). В конце 70-х - начале 80-х гг. Близок к партии "Народная воля". В 90-х гг. С позиций крестьянского социализма полемизировал с "легальными марксистами". Осн..

Михайловский

Михайловский Николай Константинович (1842-1904). Русский социолог, публицист и литературный критик народнического направления. В конце 70-х гг. Близок к "Народной воле". Большое влияние на молодое поколение Михайловский приобретает в 80-х г.г., сначала как сотрудник, а затем и как член редакции "Отечественных Записок". В этом журнале он поместил все свои важнейшие социологические и критические статьи. "Что такое прогресс?", "Герои и толпа", "Теория Дарвина и общественная наука" и т. Д. После зак..

Михайловский

Автор драмы "Кровавая месть". (СПб., 1836).{Венгеров} Михайловскийшт.-капит., сост. Опис. Полев. Электроосвет. Прожект. Стан. Сист. "Шуккерт". (СПб. 1908).{Венгеров} Михайловскийсвящ., авт. Книги о посте (СПб., 1873).{Венгеров}. ..

Михайловский

Николай Константинович (15.XI.1842 - 28.I.1904) - рус. Публицист, лит. Критик, социолог, один из идеологов народничества. Из дворян Калужской губ. В 1863 из-за участия в студенч. Волнениях вынужден был оставить Петерб. Ин-т горных инженеров. Лит. Деятельность начал в 1860. С 1868 работал в "Отечественных записках" (сотрудник, затем один из редакторов), к-рые превратил в популярный легальный орган народничества. В "Отечеств. Записках" опубл. Важнейшие работы М. "Что такое прогресс?", "Теория Дарв..

Михайловский

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842-1904) - русский социальный философ и социолог, литературный критик, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым) субъективной социологии. Основные сочинения. "Теория Дарвина и общественная наука" (1870-1871,1873), "Аналогический метод в общественной науке" (1869), "Что такое прогресс?" (1872), "Борьба за индивидуальность" (1875-1876), "Вольница и подвижники" (1877), "Герои и толпа" (1882), "Научные письма. К вопросу о героях и толпе" (1884), "П..

Михайловский

Василий Яковлевич, прот. (1834-1910), рус. Правосл. Церк. Писатель. Сын священника Тверской губ. Окончил СПб.ДА (1859), после чего был назначен преподавателем греч. И лат. Языков в Каз.ДА. В 1863 М. Принял сан священника и был законоучителем в ряде средних учебных заведений Петербурга. Он являлся активным участником различных церк. И обществ. Организаций, плодовитым писателем. Большинство работ носило популярный характер (в частн., он написал "Закон Божий для детей", СПб., 1884). Важнейший его т..

Дополнительный поиск Михайловский Михайловский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Михайловский" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Михайловский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 12 символа