Мольер

86

(Molière) (псевдоним. Настоящее имя и фамилия Жан Батист Поклен, Poquelin) (15.1.1622, Париж, — 17.2.1673, там же), французский драматург, актёр, театральный деятель. Создатель жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Сочетая лучшие традиции франц. Народного театра с передовыми гуманистическими идеями, унаследованными от эпохи Возрождения, используя опыт классицизма, М. Создал новый тип комедии, обращенной к современности, разоблачающей социальные уродства дворянско-буржуазного общества. В пьесах, отражающих «как в зеркале, всё общество», М. Выдвигал новые художественные принципы. Жизненная правда, индивидуализация персонажей при яркой типизации характеров и сохранении сценической формы, передающей жизнерадостную стихию площадного театра.

М. Родился в семье королевского обойщика и мебельщика Ж. Поклена. После окончания Клермонского коллежа (1639) решил посвятить себя театру. В 1643, приняв псевдоним, организовал вместе с несколькими актёрами и любителями «Блистательный театр». Но слабый в драматургическом отношении устарелый репертуар привёл к краху нового начинания, и М. С товарищами был вынужден покинуть Париж. Актёры стали выступать в провинции перед демократической аудиторией, для которой М. Начал сочинять небольшие весёлые комедии в духе народного фарса и традиций комедии дель арте. Сюжеты первых больших комедий М. — «Шалый» (пост. 1655, изд. 1663), «Любовная досада» (пост. 1656, изд. 1663) — основаны на итальянских пьесах, существенно переработанных драматургом.

В «Шалом» создан образ слуги Маскариля, олицетворяющего народный ум, энергию и жизнерадостность. Маскариль во многом определил общую тональность драматургии М. И открыл в ней галерею образов слуг. Успех М. И его труппы в провинции (1645—58) сделал возможным возвращение театра в Париж. Первый спектакль, данный в королевском дворце, вызвал благосклонность Людовика XIV, и это определило судьбу театра. Комедии М., начиная с пьесы «Смешные жеманницы» (пост. 1659, изд. 1660), наносили удары салонно-аристократическому прециозному искусству, утверждая жанр комедии, постепенно обогащающейся правдой психологических переживаний, социальной сатирой и гуманистической моралью. Эти черты жанра нашли выражение уже в первой «высокой комедии» М.

— «Школе жён» (пост. 1662, изд. 1663), в центре которой — образ деспотического буржуа, сторонника собственнической патриархальной морали Арнольфа. «Школа жён», имевшая огромный успех у демократического зрителя, вызвала резкие нападки со стороны аристократов и консервативных литераторов и актёров. В ответ М. Поставил на сцене две короткие пьесы — «Критика ''Школы жён''» (пост. И изд. 1663) и «Версальский экспромт» (пост. 1663, изд. 1682). В них он выразил свои эстетические взгляды. Дарование М. Достигло расцвета в комедиях «Тартюф» (пост. 1664 и немедленное её запрещение. Пост. И изд. 1669), «Дон Жуан» (пост. 1665, изд. 1683), «Мизантроп» (пост. 1666, изд. 1667), направленных против лицемерия, прикрывающегося набожностью и показной добродетелью, против духовной опустошённости и наглого цинизма аристократии.

Герои этих комедий приобрели огромную силу социальной типизации. В. Г. Белинский писал, что М. В «Тартюфе» смог «...страшно поразить, перед лицом лицемерного общества, ядовитую гидру ханжества...» (Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 370). Ожесточённая борьба за «Тартюфа» длилась пять лет. Враги М. Добились снятия со сцены комедии «Дон Жуан», с её резкой критикой дворянской распущенности и чертами свободомыслия. Обличение общественного зла содержит комедия «Мизантроп», герой которой Альцест гневно осуждает пороки господствующих сословий. Решительность, бескомпромиссность М. Особенно ярко проявлялись в характерах людей из народа — деятельных, умных, жизнерадостных слуг и служанок, исполненных презрения к праздным аристократам и самодовольным буржуа.

Дорина, Николь, Туанетта остроумно высмеивают ханжество Тартюфа и легковерие Оргона, комическая страсть господина Журдена стать дворянином или нелепое самовозвеличение Аргана («Мещанин во дворянстве», пост. 1670, изд. 1671. «Мнимый больной», пост. 1673, изд. 1674). При всей живости, эмоциональности творчества М. Важнейшей чертой его была интеллектуальность. Рационалистический метод способствовал глубокому анализу характеров и жизненных конфликтов, композиционной чёткости построения комедий. Исследуя широкие пласты жизни, М. Отбирал черты, необходимые для изображения определённых типов и данной всепокоряющей страсти. Особенно показателен в этом отношении «Скупой» (пост. 1668, изд. 1669). Подняв французскую комедию до уровня большого искусства, М.

Сохранил её органическую связь с народным фарсом (например, «Проделки Скапена», пост. И изд. 1671). В России первые переводы комедий М. Появились в начале 18 в. В мольеровских спектаклях выступали виднейшие русские и советские актёры (И. А. Дмитревский, М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, К. С. Станиславский, Ю. М. Юрьев, В. О. Топорков и др.). После Октябрьской социалистической революции комедии М. Получили особую популярность и прочно вошли в репертуар советских театров. Острая сатирическая направленность и яркий оптимизм театра М. Вызывают живой отклик у многонационального зрителя Советского Союза. Соч. В рус. Пер. Полн. Собр. Соч., т. 1—4, М., 1965—67. Лит. Мокульский С., Мольер. Проблемы творчества, Л., 1935. Булгаков М., Жизнь господина де Мольера, М., 1962.

Бояджиев Г., Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии, [М., 1967]. Его же, Мольер на советской сцене, М., 1971. Brisson P., Molière, sa vie dans ses ceuvres, P., 1942. Audiberti J., Moliе́re dramaturge, P., 1954. Romano D., Essai sur ie comique de Molière, Berne, 1960. «Europe», 1966, № 441—442 (№ посвящен Мольеру). Jurgens М., Maxfield-MiIIer E., Cent ans de recherches sur Molière, [P.], 1963. Brett V., Molière, Praha, 1967. Le petit Molière (1673—1973), P., 1973. Г. Н. Бояджиев. Мольер. Сцена из спектакля «Тартюф». Театр «Комеди Франсез». 1954. Мольер. «Мизантроп». 1734. Резцовая гравюра Л. Кара по рисунку Ф. Буше. Дом Мольера в Отёй. Гравюра 18 в. Мольер..

Значения в других словарях
Молье Рихард

Молье (Mollier) Рихард (30.11.1863, Триест, — 13.3.1935, Дрезден), немецкий теплотехник. В 1897—1933 профессор Высшей технической школы в Дрездене. Исследовал свойства водяного пара. Составил таблицы термодинамических свойств водяного пара и i — s-диаграмму (см. Энтальпия, Энтропия. ..

Мольендо

(Mollendo) город на Ю. Перу, в департамент Арекипа. 26 тыс. Жителей (1962). Порт на берегу Тихого океана. Ж.-д. Линией соединён с Куско. Торговля и переработка продуктов с.-х. Района (зерновые, сахарный тростник, хлопчатник, фрукты, животноводство). Вывоз главным образом шерсти альпаки, концентратов серебряных руд. Начальный пункт смешанного железнодорожно-водного пути из Перу в Боливию и Аргентину. ..

Мольк

мельк, мульк, вид частной земельной собственности в странах Ближнего и Среднего Востока. См. Мульк. ..

Мольков

Альфред Владиславович [28.10(9.11).1870, Иркутск, — май 1947, Москва], советский гигиенист, основоположник гигиены детей и подростков в СССР, заслуженынй деятель науки РСФСР (1934), профессор (1935). Член КПСС с 1919. В 1895 окончил медицинский факультет Московского университета, работал земским и санитарным врачом. Член правления Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова (См. Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова), председатель комиссии по распространению гигиенических знаний э..

Мольер

(Moliere. Настоящее имя - Жан Батист Поклен, Jean-Baptiste Poquelin)МОЛЬЕР в роли Цезаря. Смерть Помпея П.Корнеля.(1622-1673), французский драматург и актер. Он был крещен в Париже 15 января 1622. Семья его принадлежала к обеспеченному торговому среднему классу. Державший обойную лавку отец Мольера в 1631 получил должность королевского обойщика. С 1636 по 1639 Мольер учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, степень получил в Орлеане. Семья предназначала его к юридической карьере, и в 16..

Мольер

(Жан-Батист Поклен) (1622—1673 гг.) комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства Бессильна с клеветой бороться добродетель.Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.В любви притворство очень похоже на правду.Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь.Грамматика повелевает даже царями.Добродетель — это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.Дурная жизнь приводит к дурной смерти.Женщины больше всего..

Мольер

МОЛЬЕР (настоящая фамилия Поклен) Жан Батист (Jean Baptiste Poquelin, dit Moliere, 1622-1673) - величайший комедиограф Франции и новой Европы, создатель классической комедии, по профессии актер и директор театра. Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец М. Был придворным обойщиком и камердинером короля. М. Воспитывался в модной иезуитской школе - Клермонском коллеже, где основательно изучил латынь, так что свободно ..

Мольер

(наст. Имя и фам. Жан Батист Поклен. 1622–1673) – франц. Драматург, актер, театр. Деятель. Создатель жанра так наз. Высокой комедии. Служил при дворе Людовика ХIV. Опираясь на традиции нар. Т-ра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеч. Природы («Смешные жеманницы», пост. 1659. «Мизантроп», пост. 1666. «Скупой», пост. 1668, и др.). С особой ..

Дополнительный поиск Мольер Мольер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мольер" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мольер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа