Монада
(от греч. Monás, родительный падеж monа́dos — единица, единое) понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В античной философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа было впервые введено Пифагореизмом, видевшим в числе и пропорции первооснову вещей. От пифагорейцев понятие М. Перешло к Платону (диалог «Филеб»), а от Платона — в Неоплатонизм, где получило пантеистическое истолкование как Первоединое, раскрывающее и воспроизводящее себя во множестве вещей посредством эманации (См. Эманация). В философию нового времени понятие М. Вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского (См. Николай Кузанский) и Дж. Бруно. У Бруно М. Отражают бесконечную вселенную в соответствии с принципом единства микрокосма и макрокосма.
В 17 в. Понятие М. Играет существенную роль в философии испанского схоласта Ф. Суареса, английского платоника Генри Мора, немецкого натурфилософа Ф. М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей философской системы у Г. Лейбница, разработавшего специальное учение о М. — «монадологию». По определению Лейбница, М. — это первичная простая (неделимая) активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии (См. Предустановленная гармония). Духовная природа М. Исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к предустановленной богом согласованности. Будучи классическим учением объективного идеализма, «монадология» Лейбница сыграла в то же время важную роль в распространении динамического, диалектического взгляда на природу.
В ней содержались такие идеи, как принцип всеобщей взаимосвязи вещей, принцип единообразия законов природы, принцип сохранения, идея всеобщей изменчивости и саморазвития и др. После Лейбница понятие М. Разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой Х. Вольфа. В 19 в. Идеи монадологии имели отзвук в воззрениях немецких философов И. Гербарта, Г. Лотце и др., в 20 в. — в философии Э. Гуссерля (Германия), А. Уайтхеда (Великобритания), Р. Хёнигсвальда (Германия — США). Монадологический подход лег в основу философских взглядов ряда представителей Персонализма (Ш. Ренувье, Х. Карр, Дж. Мак-Таггарт и др.). Лит. Ленин В. И., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29, с. 67—76. Cramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954.
Heimsoeth H., Atom, Seele, Monade..., Mainz, 1960. Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. — Münch., 1965. Г. Г. Майоров.
Дополнительный поиск Монада
На нашем сайте Вы найдете значение "Монада" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монада, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 6 символа