Мотоцикл
(от лат. Motor — приводящий в движение и греч. Kýklos — круг, колесо) двух- или трёхколёсное (трицикл) транспортное средство, снабжённое двигателем внутреннего сгорания с рабочим объёмом более 49,8 см3. Первые М. Появились в конце 19 в. В Западной Европе. В 1924—32 в Москве, Ижевске и Ленинграде создавались и испытывались опытные образцы М. («Союз», ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-З, ИЖ-4, ИЖ-5, НАТИ-750). Серийное производство М. В СССР началось в 1933 в Ленинграде (модель Л-300. Рабочий объём 300 см3, мощность 4,7 квт) и Ижевске (модель ИЖ-7, сходная с Л-300). По назначению М. Подразделяются на дорожные (транспортные), спортивные (см. Спортивный мотоцикл) и специальные. Дорожные М. (табл. 1 и 2) благодаря малым габаритам и массе, хорошей манёвренности, высокой проходимости и простоте обслуживания используются как средство индивидуального транспорта.
К специальным М. Относятся патрульные, эскортные, торговые и т. П. М. (рис.) состоит из нескольких групп механизмов. Двигателя, силовой передачи (трансмиссии), ходовой (экипажной) части, системы электрооборудования. Двигатель М. — карбюраторный, 2- или 4-тактный. Охлаждение — встречным потоком воздуха (на отдельных моделях спортивных и высокофорсированных дорожных М. — водяное). Литровая мощность 2-тактных двигателей дорожных М. Составляет 51,5—98,2 квт/л (70—130 л. С./л), 4-тактных — 37—66 квт/л (50—90 л. С./л), спортивных — 146—220 квт/л (200—300 л. С./л). Силовая передача состоит из сцепления, коробки передач, передней (моторной) и задней (главной) передач. Сцепление представляет собой одно- или многодисковую муфту. Последняя применяется на большинстве М.
Коробка передач — шестерёнчатая, имеет от 2 до 6 передач. На большинстве дорожных М. — 4. Передняя передача (от двигателя к коробке) — цепная, реже — шестерёнчатая. Задняя (от коробки передач к заднему колесу) — цепная, реже — карданный вал. В электрооборудование входят источники питания (генераторы переменного или постоянного тока, аккумуляторные батареи), приборы зажигания, освещения (фары, фонари) и сигнализации (сигналы поворота, торможения и звуковые сигналы). Табл. 1. — Техническая характеристика дорожных мотоциклов, выпускаемых в СССР ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | М-106 | «Восход-2» | «Планета-3» | ИЖ-«Юпитер- | «Урал-3»* | «Днепр»* | | | | | | 3» | М-66 | МТ-9 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Рабочий объём | | | | | | | | двигателя, см3 | 123,5 | 173,7 | 346 | 347 | 649 | 649 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Число цилиндров (число | | | | | | | | тактов) | 1 (2) | 1 (2) | 1 (2) | 2 (2) | 2 (4) | 2 (4) | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Диаметр цилиндра, мм | 52 | 61,75 | 72 | 61,75 | 78 | 78 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Ход поршня, мм | 58 | 58 | 85 | 58 | 68 | 68 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Степень сжатия | 9,5 | 7,5 | 7,2 | 7,5 | 7,0 | 7,2 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Максимальная | | | | | | | | мощность, | | | | | | | | квт (л. с.) | 6,62 (9) | 8,1 (11) | 13,2 (18) | 18,4 (25) | 23,6 (32) | 23,6 (32) | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Частота вращения | | | | | | | | коленчатого вала при | | | | | | | | максимальной | | | | | | | | мощности, об/мин | 5200 | 5400 | 5000 | 5400 | 5000 | 5200 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Максимальная скорость, | | | | | | | | км/ч | 85 | 95 | 110 | 120 (90)*** | 105 | 100 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Количество передач | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4** | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Масса (сухой вес), кг | 100 | 112 | 156 | 158(253)*** | 320 | 320 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Контрольный расход | | | | | | | | топлива, л/100 км (при | | | | | | | | скорости, км/ч) | | | | 3,75(55)*** | | | | | 2,75 (50) | 2,8(50) | 3,55 (55) | (5,8)*** | 5,8(55) | 5,8(55) | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Выпускается только с коляской.
** Одна передача — заднего хода. *** Для мотоциклов с коляской. Табл. 2. — Техническая характеристика некоторых зарубежных дорожных мотоциклов -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | «Мото- | | | «Панно- | | | | | | | JAWA | бекан» | ČZ 175, | MZ250, | ния» | «Кава- | BMW | «Хонда» | «Мюнх» | | Показатели | 50, | Д125, | ЧССР | ГДР | P20, | саки»350S2, | P60/5, | CB750, | TTS, | | | ЧССР | Фран- | | | ВНР | Япония | ФРГ | Япония | ФРГ | | | | ция | | | | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Рабочий объём | | | | | | | | | | | двигателя, см3 | 48 | 124 | 172 | 249 | 246 | 346 | 599 | 736 | 1200 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Число | | | | | | | | | | | цилиндров | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Число тактов | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Диаметр | | | | | | | | | | | цилиндра, мм | 58 | 43 | 58 | 70 | 56 | 53 | 73,5 | 61 | 75 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Ход поршня, | | | | | | | | | | | мм | 65 | 43 | 65 | 65 | 50 | 52,3 | 70,9 | 63 | 66,6 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Степень | | | | | | | | | | | сжатия | 7,8 | 10 | 8,7 | 8,5 | 10,5 | 7,3 | 9,2 | 9 | 11 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Макси- | | | | | | | | | | | мальная | | | | | | | | | | | мощность, квт | | | | | | | | | | | | | 11,04 | 11,04 | | | | | | | | (л. с.) | 2,9 (4) | (15) | (15) | 13,9 (19) | 16,9 (23) | 33,2 (45) | 29,4 (40) | 49,2 (67) | 64,8 (88) | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Частота | | | | | | | | | | | вращения | | | | | | | | | | | коленчатого | | | | | | | | | | | вала при | | | | | | | | | | | макси- | | | | | | | | | | | мальной | | | | | | | | | | | мощности, | | | | | | | | | | | об/мин | 6500 | 7000 | 5600 | 5500 | 7500 | 8000 | 6400 | 8500 | 6500 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Макси- | | | | | | | | | | | мальная | | | | | | | | | | | скорость, км/ч | 60 | 120 | 115 | 130 | 130 | 170 | 165 | 200 | 15 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Число передач | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Масса, кг | 69 | 108 | 112 | 143 | 142 | 150 | 210 | 218 | 240 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В СССР М.
Производят заводы в Минске (рабочий объём двигателя 125 см3), в Коврове (175 см3), в Ижевске (350 см3, одно- и 2-цилиндровые), в Киеве и Ирбите (650 см3). Выпуск М. И мотороллеров в СССР составлял (тыс.). В 1960 — 533. В 1965 — 711. В 1970 — 833. В 1973 — 1022. По производству мотосредств (М., мотороллеров и мотовелосипедов) СССР занимает 2-е место в мире — свыше 1,5 млн. В год. В Японии выпускается около 3,5 млн. (1973). Лит. Абросимов А. А., Тарбов А. А., Мотоциклы К-750, М-61, М-62, М., 1962. Забелин В. А., Исаев М. П., Ижевские дорожные мотоциклы, 2 изд., Ижевск, 1964. Мотоциклы К-125, К-175 и их модификации, 2 изд., М., 1966. Мотоцикл, М., 1971. Гинцбург М. Г., Устройство и обслуживание мотоциклов, 4 изд., М., 1972. С. Ю. Иваницкий, Б.
В. Синельников. Схема устройства мотоцикла. 1 — передняя вилка. 2 — центральный переключатель (замок зажигания). 3 — спидометр. 4 — рычаг привода переднего тормоза. 5 — рукоятка управления карбюратором. 6 — рычаг выключения сцепления. 7 — топливный бак. 8 — карбюратор. 9 — амортизатор задней вилки. 10 — глушитель. 11 — задняя вилка. 12 — цепь задней передачи. 13 — педаль переключения передач. 14 — сцепление. 15 — цепь передней передачи. 16 — коленчатый вал. 17 — поршень. 18 — цилиндр. 19 — тормозная колодка. 20 — ступица..
Дополнительный поиск Мотоцикл
На нашем сайте Вы найдете значение "Мотоцикл" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мотоцикл, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 8 символа