Музыкальная акустика
наука, изучающая объективные физические закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением. Исследует такие явления, как Высота звука, Громкость звука, Тембр и длительность музыкальных звуков, Консонанс и Диссонанс, музыкальных системы и строи (см. Строй музыкальный). Занимается изучением музыкального слуха (см. Слух музыкальный), исследованием музыкальных инструментов (См. Музыкальные инструменты) и человеческих голосов (см. Голос певческий). Выясняет, как физические и психофизиологические закономерности музыки отражаются в специфических законах этого искусства и воздействуют на их эволюцию. В М. А. Используются данные и методы общей физической акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука.
Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса. М. А. Привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии (См. Гармония), музыкальных инструментов, инструментовки (См. Инструментовка) и т. Д. Как раздел музыкальной теории М. А. Зародилась ещё в учениях древних философов и музыкантов. Значительный этап в развитии М. А. Связан с именем выдающегося немецкого учёного-физика и физиолога 19 в. Г. Гельмгольца, выдвинувшего первую законченную концепцию физиологии звуковысотного слуха — так называемую резонансную теорию слуха. Большой вклад в развитие М. А. Внесли в конце 19 — начале 20 вв. К. Штумпф и В. Кёлер (Германия), которые ввели в неё учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) различных объективных сторон звуковых колебаний.
В 20 в. Сфера М. А. Ещё более расширяется. Развивается метод анализа музыкальных звуков, основанный на выделении из сложного звукового спектра частичных тонов и измерении их относительной интенсивности, приобретший большое значение в акустике певческого голоса и музыкальных инструментов. Разрабатываются вопросы акустики радиостудий, студий звукозаписи, стереофонической записи и воспроизведения звука. Важный этап в развитии современной М. А. Связан с исследованиями советского музыковеда и учёного-акустика Н. А. Гарбузова, выдвинувшего теорию слухового восприятия, исходящую из зонной концепции музыкального слуха (см. Зона). Всеобщее признание получила и работа советских специалистов Л. С. Термена и А. А. Володина в области электромузыкальных инструментов, а также разработанная последним теория звуковысотного восприятия, согласно которой воспринимаемая человеком высота звука определяется не одной лишь частотой колебаний его основного тона, но всем его гармоническим спектром.
Лит. Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. С нем., СПБ, 1875. Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. С нем., М., 1898. Римский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, «Изв. АН СССР», Серия физическая, 1949, т. 13, № 6. Музыкальная акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954. Володин А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб. Музыкальное искусство и наука, в. 1, М., 1970. Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1—2, Lpz., 1883—90. Köhler W., Akustische Untersuchungen, «Zeitschrift für Psychologie», 1910—13, Bd 54, 58,64. Wood A., Acoustics, N. Y., [1966]. Backus J., The acoustical foundations of music, N. Y., [1969]. См. Также лит.
При ст. Гарбузов Н. А. Е. В. Назайкинский.
Дополнительный поиск Музыкальная акустика
На нашем сайте Вы найдете значение "Музыкальная акустика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музыкальная акустика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 20 символа