Музыкальная форма

66

в широком философско-эстетическом смысле слова — комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художественное содержание. При примате последнего форма не пассивна, но обладает собственной имманентной логикой, исторически развивающимися закономерностями. Существенную роль при этом играют национальные и социальные корни той культуры, на основе которой складываются нормы музыкального языка — важнейшего компонента формы в этом её понимании. В узком смысле слова М. Ф. — это композиционный план музыкального произведения, его строение. Хотя в каждом отдельном произведении они различны, существуют исторически детерминированные типовые нормативы музыкальных форм.

Например, период, простая и сложная двухчастная форма и трёхчастная форма, форма Рондо, Сонатная форма и др. Мельчайшая смысловая и структурная единица музыкальной формы — мотив, а её начальный целостный компонент — музыкальная Тема. Соотношение тем, тип их развития (во многих случаях тип развития единственной темы) создают основу, на которой зиждется композиционный план музыкального произведения. Существует ряд фундаментальных принципов формообразования. Это изложение тематического материала, его точное или видоизменённое (варьированное) повторение, его продолжение, его разработка, сопоставление с новым, зачастую контрастирующим материалом. Важную роль играет принцип репризы — повторения ранее изложенного материала после раздела, заключающего в себе развитие старого или изложение нового материала.

Принципы формообразования могут взаимодействовать. Например, продолжающее развитие может сочетаться с вариантным, а контрастирующий материал зачастую обнаруживает родство с ранее изложенной темой и т. Д. Виднейший советский музыкальный учёный Б. В. Асафьев сформулировал положение о двух сторонах М. Ф. Создаваясь во времени, она всегда представляет собой процесс, в ходе которого и появляются отдельные темы, осуществляется их развитие, сопоставление с др. Темами и т. Д. В этом заключается одна из сторон М. Ф. — процессуальная. В итоге возникает определённая структура, которая состоит из ряда разделов, соответствующих отдельным этапам процесса формообразования. Возникновение такой стабильной, дискретной структуры составляет существо второй стороны формы — «кристаллической».

В течение многих десятилетий как в зарубежном, так и в русском теоретическом музыкознании изучалась только эта сторона формы. После выхода в свет книги Асафьева «Музыкальная форма как процесс» (1930—47) советская теоретическая школа стала трактовать М. Ф. В единстве обеих её сторон, при этом она рассматривает процесс формообразования как процесс содержательный, раскрывающий в конечном итоге художественно-эстетическую идею музыкального произведения. Лит. Скребков С. С., Анализ музыкальных произведений, М., 1958. Мазель Л. А., Строение музыкальных произведений, М., 1960. Цуккерман В., Музыкальные жанры и основы музыкальных форм, М., 1964. Музыкальная форма, М., 1965. Мазель Л. А., Цуккерман В. А., Анализ музыкальных произведений, ч.

1, М., 1967. Вопросы музыкальной формы, в. 1, 2, М., 1967—72. Асафьев Б. (Игорь Глебов), Музыкальная форма как процесс, [кн. 1—2, 3 изд.], Л. 1971. Способин И., Музыкальная форма, 5 изд., М., 1972. В. П. Бобровский.

Значения в других словарях
Музыкальная критика

изучение и оценка новых явлений музыкального творчества и интерпретации музыки, отрасль музыковедения (См. Музыковедение). ..

Музыкальная палеография

отрасль палеографии (См. Палеография), историческая наука, изучающая старинные системы записи музыки (см. Невмы, Мензуральная нотация, Крюки, Кондакарная нотация). ..

Музыкальная шкатулка

механический заводной музыкальный инструмент. См. Механические музыкальные инструменты. ..

Музыкальная эксцентрика

цирковой или эстрадный жанр. Номера, в которых музыкальные произведения исполняются с помощью трюковых приёмов на обычных или специальных эксцентрических инструментах (пила, набор бутылок, колокольчиков, сковородок, поленья дров и др.). Употребление предметов в несвойственных им функциях, извлечение звуков из необычных инструментов требует от артиста умения виртуозно владеть ими. ..

Музыкальная Форма

МУЗЫКАЛЬНАЯ форма -1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее относительно устойчивые типы различного масштаба - период, простая и сложная двухчастная, простая и сложная трехчастная формы, вариации, рондо, сонатная форма и др. Наименьшая смысловая и структурная единица музыкальной формы - мотив. ..

Музыкальная Форма

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, 1) комплекс> выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное художественное содержание. 2) Строение, структура> музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее относительно устойчивые типы различных масштабов - период>, простая и сложная двух-и трехчастная формы, вариации, рондо>, сонатная форма и др. Малые музыкальные формы могут использоваться как формы отдельного произведения или как составные..

Музыкальная Форма

Под "формой" в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, своего рода плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства. Понятие формы в музыке многозначно. Одни предпочитают употреблять этот термин только по отношению к структуре произведения. Другие о..

Музыкальная Форма

1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее относительно устойчивые типы различного масштаба - период, простая и сложная двухчастная, простая и сложная трехчастная формы, вариации, рондо, сонатная форма и др. Наименьшая смысловая и структурная единица музыкальной формы - мотив. Два и более мотива ..

Музыкальная форма

См. Форма музыкальная.. ..

Музыкальная Форма

Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный хор к очередному пионерскому празднику разучивает новые песни. Зачем понадобилось такое перечисление. Здесь специально названы произведения очень разные - разные и по жанру, и по форме. Что же такое - форма в музыке. Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения музыкального произв..

Дополнительный поиск Музыкальная форма Музыкальная форма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Музыкальная форма" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музыкальная форма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 17 символа