Народный театр

94

в СССР, высшая форма театральной художественной самодеятельности, её новая и более высокая ступень развития. Н. Т. Создаются на базе творчески зрелых, получивших признание, постоянно действующих драматических и музыкальных (опера, балет, музыкальная комедия) коллективов, имеющих постоянную труппу и полноценный в идейном и художественном отношении репертуар, располагающих необходимыми условиями для подготовки спектаклей, выступлений и учебно-педагогической работы. Первые Н. Т. Государственной сети были созданы в 1959, профсоюзной сети в 1961. В 1959 звание Н. Т. Получили театральные коллективы в сёлах Бутурлиновка и Никольское (Воронежская область), Нариманово (Татарская АССР), Красный Яр (Астраханская область), Бессоновка (Пензенская область).

В 1960 — коллективы дворцов культуры (ДК). ЗИЛ (автозавод им. Лихачева), Метростроя, им. Горбунова в Москве, ДК Выборгской стороны в Ленинграде, «Баррикады» в Волгограде и др. (всего в 1960 было около 100 Н. Т.). Помимо драматических, существуют музыкальные Н. Т. Оперные — при Центральном доме культуры железнодорожника (Москва), Новочеркасском политехническом институте. Балетные — при ДК металлургов в Новокузнецке, «Гигант» в Ярославле, «Серп и Молот» в Москве. Оперы и балета — при ДК «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону), Комбайнового завода (Таганрог). Оперетты и музыкальной комедии — при ДК нефтяников (Орск), Ульяновского автозавода и др. В сёлах, рабочих посёлках, районных центрах, городах, где нет профессионального театра, Н.

Т. Знакомит зрителей с театральным искусством, благотворно влияет на общественную, культурную жизнь населения. Деятельность Н. Т. Способствует расширению культурного кругозора их участников, воспитанию эстетического вкуса, повышению исполнительского мастерства. Среди наиболее интересных спектаклей Н. Т. «Аттестат зрелости» Гераскиной, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Синяя тетрадь» Казакевича (ДК ЗИЛ, режиссер С. Л. Штейн), «Егор Булычов и другие» Горького, «Годы странствий» Арбузова (ДК Горьковского автозавода, режиссер Н. В. Никольский), «Яков Богомолов» Горького (ДК Метростроя, режиссер Л. А. Невский), «Птицы нашей молодости» Друце (Выборгский Н. Т., режиссер Б. П. Фурне), «Валентин и Валентина» Рощина (ДК нефтяников, г. Ангарск, режиссер Л.

В. Беспрозванный), «Темп» Погодина (ДК «Баррикады», Волгоград, режиссер Б. Л. Аглинцев), «Тихий Дон» по Шолохову (ДК им. Свердлова, г. Горький, режиссер С. Р. Депсамес), «Неспетая песня» Карима (ДК им. Орджоникидзе, Уфа, башкирский Н. Т., режиссер А. А. Аслямов), «Ярость» Яновского (Чертковский Н. Т., УССР, режиссер А. К. Москаленко), «Хозяин Кыррбоя» Таммсааре (Н. Т. Им. Эд. Вильде, Тарту, режиссер В. Пяй). Многие Н. Т. Работают над созданием собственного оригинального репертуара, ставят спектакли на литературном материале, включающем произведения одного или нескольких авторов, используют документы, публицистику. Литературно-поэтические представления — «Хорошо» Маяковского (Пермский Н. Т. Молодёжи, режиссер Д. И. Футлик) и др. Н. Т. Возглавляют главный режиссёр и художник — заведующий постановочной частью, в музыкальных Н.

Т. Также и дирижёр, хормейстер, в балетных — балетмейстер, которые обычно являются штатными работниками. Актёры и др. Участники спектакля (осветители, декораторы, костюмеры и др.) работают на общественных началах. При многих Н. Т. Имеются театральные студии, где ведётся систематическое обучение мастерству актёра, сценической речи, сценическому движению, гриму. Многие режиссёры Н. Т. Удостоены званий заслуженных деятелей искусств (Б. Л. Аглинцев, Н. В. Никольский, В. А. Орлов, Ю. Г. Поличинецкий, С. Л. Штейн и др.), заслуженного работника культуры. Режиссёров — руководителей Н. Т. Готовят государственные институты культуры и заочное режиссёрское отделение Театрального училища им. Б. В. Щукина при Театре им. Евг. Вахтангова (с 1959). Творческую помощь Н.

Т. Оказывают профессиональные театры и Всероссийское театральное общество, где в 1959 созданы Кабинет Н. Т. И Совет по Н. Т. (председатель Б. Е. Захава). Кабинет изучает деятельность Н. Т., тенденции их развития, участвует в подготовке методической литературы, проводит семинары режиссёров Н. Т. В 1974 работало свыше 2 тыс. Н. Т. (в том числе 50 музыкальных). О Н. Т., связанном с устным народным творчеством, см. В ст. Народное творчество. Лит. Горький на сцене самодеятельного театра. Сб. Ст., М., 1960. Народные театры. [Сб. Ст.], М., 1962. Народные театры. Сб. Ст., [в. 1—3], М., 1962—64. Воспитание актера. Материалы лаборатории режиссёров народных театров при ВТО, в. 1—2, М., 1964—1972. Театр на селе. [Сб. Статей], М., 1966. Народные театры страны. [Сб. Ст.], М.) 1968.

И. К. Сидорина.

Значения в других словарях
Народный судья

в СССР судья в составе народного суда (См. Народный суд). Избирается непосредственно населением района (города) на основе всеобщего равного и прямого избирательного права сроком на 5 лет. Н. С. Может быть избран каждый гражданин СССР, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет. Принцип выборности Н. С. Обусловливает их обязанность систематически отчитываться перед избирателями, а также право избирателей досрочно отозвать Н. С., не оправдавших их доверия. Если в районе или..

Народный танец

см. Народное творчество. ..

Народный фронт

форма организации широких народных масс (рабочего класса, крестьянства, городских средних слоев, прогрессивной интеллигенции), сложившаяся в ряде стран в целях сплочения масс на борьбу против фашизма и войны, за демократию, социальный прогресс и национальную независимость, а также в защиту насущных экономических интересов трудящихся. Основа Н. Ф. — единый рабочий фронт (см. Единый фронт), принципы создания которого, разработанные В. И. Лениным, были сформулированы в ряде решений Коммунистическо..

Народный фронт (форма орг-ции нар. масс)

Народный фронт, форма организации широких народных масс (рабочего класса, крестьянства, городских средних слоев, прогрессивной интеллигенции), сложившаяся в ряде стран в целях сплочения масс на борьбу против фашизма и войны, за демократию, социальный прогресс и национальную независимость, а также в защиту насущных экономических интересов трудящихся. Основа Н. Ф. ‒ единый рабочий фронт (см. Единый фронт. ..

Народный Театр

НАРОДНЫЙ театр - 1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., напр., Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи).2) Непрофессиональный любительский театр. Появился в России в сер. 19 в. Звание "народный театр" присваивалось (в кон. 1960-х - 80-х гг.) любительским театрам с постоянной труппой и полноценным репертуаром, которые располагали условиями для регулярного показа спектаклей.3) Профессиональный театр, деятельность которого во 2-й пол. 19 в. Была..

Народный театр

См. Развлечения народные.. ..

Народный Театр

1) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., напр., Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи). 2) Непрофессиональный любительский театр. Появился в России в сер. 19 в. Звание "народный театр" присваивалось (в кон. 1960-х - 80-х гг.) любительским театрам с постоянной труппой и полноценным репертуаром, которые располагали условиями для регулярного показа спектаклей. 3) Профессиональный театр, деятельность которого во 2-й пол. 19 в. Была адресована шир..

Народный Театр

— театр, бытующий в народных массах. Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи, а также непрофессиональный любительский театр. Появился в России в середине XIX в. Тот же термин применяется к профессиональному театру, деятельность которого со второй половины XIX в. Была адресована широкому зрителю (т. Н. Театр для народа).. ..

Дополнительный поиск Народный театр Народный театр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Народный театр" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Народный театр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 14 символа